Как только в СМИ появились сообщения о создании армяно-российской Объединенной группировки войск и сил (ОГВС), это событие многими местными комментаторами трактовалось, как следствие апрельской эскалации. Однако на самом деле здесь нет прямой связи. Те, кто знаком с реальностью — понимают, что во всех случаях ситуация в Нагорном Карабахе остается за рамками Соглашений и Договоров о военном сотрудничестве.
Армяно-российские отношения в военной области развиваются поэтапно, в соответствии с интеграционными процессами. Если в 1995 году, когда подписывалось Соглашение о российской военной базе, речь шла о бывших границах Советского Союза, то в 2010 году был подписан дополнительный протокол №5, и база уже была обязана обеспечивать безопасность Армении по всем границам.
Как решать эту задачу совместно? Нужны единые силы и средства, органы управления. Для этого была создана Объединенная группировка. Есть командующий — представитель Армении, регулярно проводятся учения. Еще в 1998 году мы вместе с начальником Генштаба ВС РФ Анатолием Квашниным подписали совместный план применения Вооруженных Сил.
До 2016 года ОГВС функционировала согласно Договору о российской военной базе, теперь же ей придан статус региональной группировки в кавказском регионе, в рамках Договора о коллективной безопасности. Вот это и есть та новая составляющая, которая вызвала информационный интерес. При внешней агрессии договорные обязательства предполагают сценарий, при котором союзные войска могут развернуться на наших границах. Армения оценивает ситуацию и если не может справиться самостоятельно, то обращается за помощью. Мы имеем несколько уровней защиты. Это Договор с Россией о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 1997 года, Договор о российской военной базе и ОДКБ.
При внешней агрессии Армения может не обращаться в ОДКБ, а выйти на прямую связь с Москвой. В любом случае, в дело вступит Объединенная группировка, которая действует по единому плану подготовительных мероприятий.
Если обстановка на границах осложняется, то сначала идет оценка угроз, затем планирование. Разрабатываются варианты вероятных направлений ударов противника, в соответствие с этим моделируются операции.
Не секрет, что угрозы военного характера для нас исходят со стороны Азербайджана и Турции. Весной 1993 года, в разгар карабахской войны, турки демонстративно развернули 3 полевую армию у границы Армении.
Что касается угрозы с нахиджеванского направления, то стоит вспомнить, что за весь период конфликта в 90-е, этот участок был наименее активным. Эта территория имеет геополитические преимущества. Нахиджеван — узловое образование, через которое Турция хочет реализовать свои планы. Оттуда очень близко к Еревану и там стоит отдельная азербайджанская армия. Но турки пока сдерживают агрессивные порывы Баку с этого стратегического направления, чтобы не потерять Нахиджеван. Там ведутся активные оборонительные мероприятия.
В 30-е годы ХХ столетия Турция недаром передала Ирану намного больше территорий, чтобы иметь сухопутную связь с Нахиджеваном. Это плацдарм для броска в Центральную Азию, Россию, Китай, для создания пантюркистского пространства. Их идеолог, Ахмет Давутоглу, в своей книге "Стратегическая глубина" пишет, что европейская цивилизация себя изжила и ей на смену идет мусульманская цивилизация турецкого образца.
Некоторые силы спекулируют, говоря, что Россия может использовать свою базу при столкновении с Грузией, но это парадокс. В 24-й статье Договора записано, что база не может быть использована в других целях, кроме как определенных в документе. То есть, только при агрессии против Армении.
Вагаршак Арутюнян — военный и общественно-политический деятель, генерал-лейтенант армии, министр обороны Армении (1999 — 2000).
Նյութի հայերեն տարբերակը>>