Сергей Маркедонов, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ — для Sputnik Армения
Центральная избирательная комиссия Армении завершила прием документов для регистрации партий и политических блоков, собирающихся принять участие в выборах в Национальное собрание. Ведущие политические силы страны активно включились в подготовку к выборам, а наблюдатели из 13 стран уже начали знакомиться с ходом кампании. Сама избирательная кампания финиширует 2 апреля.
Выборная гонка — это важный тест для политической системы любой страны. Однако в случае с Армении предстоящие парламентские выборы имеют особое значение. Фактически они станут важнейшим практическим шагом для реализации конституционной реформы и трансформации политической системы республики.
Президент становится символом
Референдум, на который был вынесен вопрос о поправках к Конституции, прошел в декабре 2015-го. Тогда конституционные новеллы были поддержаны чуть более 63% избирателей от числа участвовавших в голосовании (при явке в 50,51%).
То есть содержание конституционной реформы по степени интереса со стороны рядового избирателя заметно уступает таким сюжетам, как доверие власти, социально-экономическое положение в условиях кризиса или вопросы безопасности в связи с продолжающимися инцидентами в Нагорном Карабахе и вдоль армяно-азербайджанской международно признанной государственной границы. Именно эти вопросы, а не поправки к Конституции становятся главными темами споров в СМИ и интернет-блогах.
Сутью конституционной реформы, инициированной президентом Сержем Саргсяном, является переход от полупрезидентской республики к парламентской модели. По итогам апрельских выборов нынешнего года те силы, которые возьмут верх в парламенте, сформируют правительство, которое и станет главным органом принятия решений в стране. Фигура президента превратится в символ армянской государственности, но в практической политике не будет играть главной роли.
Многие обозреватели усматривают в нынешнем процессе определенные аналогии с конституционными реформами в Грузии в 2010-2011 годах. Тогда изменения Основного закона замышлялись президентом Михаилом Саакашвили для того, чтобы остаться на политическом Олимпе после ухода с поста главы государства — в качестве главы правительства или спикера парламента, в котором большинство принадлежало бы его партии "Единое национальное движение". Однако успех коалиции "Грузинская мечта" на парламентских выборах 2012 года опрокинул эти планы и способствовал коренному изменению грузинского внутриполитического ландшафта.
Насколько нынешняя ситуация в Армении похожа на историю с реформами в Грузии? Могут ли ожидать сюрпризы правящую армянскую партию — республиканцев?
От республиканцев до народников
На первый взгляд, правящая партия находится на отличной позиции. И дело здесь не только в пресловутом административном ресурсе, но и отсутствии единства среди оппозиционеров, которое проявлялось в последние годы не раз, начиная с президентской кампании и выборов в городской парламент Еревана в 2013 году и заканчивая мощными протестными движениями 2015-2016 годов.
Очевидно, что в обществе есть недовольство властью. Но в то же самое время нет сильных политиков, которые могли бы эти настроения аккумулировать и предложить обществу интересную, привлекательную программу, а не просто сумму популистских лозунгов.
На парламентских выборах список РПА возглавляет министр обороны Виген Саргсян. Впрочем, в его управленческой копилке есть и пятилетний опыт работы на посту главы президентской администрации. Само назначение Вигена Саргсяна в октябре прошлого года многие расценили, как стремление президента повысить эффективность управления ключевым для страны, в условиях неразрешенного конфликта в Карабахе, ведомством. Экс-глава президентской администрации и нынешний министр также рассматривается, как представитель молодого поколения властной элиты, которое должно прийти на смену управленцам, делавшим карьеру вместе с Сержем Саргсяном и Робертом Кочаряном.
Особое место в армянском партийно-политическом спектре занимает партия "Процветающая Армения". В свое время она была партнером РПА по проправительственной коалиции, и именно эту партию многие рассматривали, как силу потенциального "третьего срока" Кочаряна, который в итоге не состоялся. Однако, начиная с прошлой парламентской кампании, "Процветающая Армения" медленно, но верно смещалась в оппозиционную сторону, хотя никогда не примыкала к жестким оппонентам власти.
В течение одиннадцати лет во главе партии находился Гагик Царукян. Два года назад его противоречия с Сержем Саргсяном вылились в публичный конфликт, что спровоцировало отставку лидера ПА. В феврале нынешнего года Царукян вернулся в большую политику. Он вновь стал председателем своей партии, и на выборах возглавит блок, в который наряду с ней войдут некоторые не столь раскрученные силы, такие как "Единство" и "Альянс".
Отдельной партийной колонной пойдет на выборы одно из старейших армянских объединений "Дашнакцутюн". При всей условности параллелей эта партия напоминает российскую КПРФ. У нее ореол славного революционного прошлого и первой республики 1918-1920 годов, а также относительно стабильный электорат, без резких всплесков популярности сегодня.
Самостоятельно будет представлена и партия "Армянское возрождение" (ранее "Страна законности") во главе с экс-спикером Национального собрания (в 2003-2006 годах) и экс-секретарем Совбеза республики (в 2008-2014 годах). Обе эти партии имели опыт и участия в провластных коалициях, и в оппозиции. При этом их оппозиционность также носила умеренный характер, а в случае с дашнаками касалась внешнеполитического курса Еревана и особенно перспектив нормализации отношений с Турцией.
Заявку на занятие своей особой ниши сделал и блок "Оганян-Раффи-Осканян", названный по фамилиям двух экс-министров — обороны Сейрана Оганяна и иностранных дел Вардана Осканяна, а также имени лидера партии "Наследие" Раффи Ованнисяна (он возглавлял МИД страны в ноябре 1991-октябре 1992 годов). Однако эта тройка выглядит чем-то похожим на героев известной крыловской басни про лебедя, рака и щуку. Ованнисян стал главным возмутителем политического спокойствия в 2013 году, однако больших успехов не добился. Осканян тесно связан с бывшим президентом Робертом Кочаряном, а Оганян еще в прошлом году занимал пост министра обороны, которого после отставки даже прочили в генсеки ОДКБ. В то же время, помимо первой тройки, многие участники блока выглядит, скорее, как ситуативные союзники.
В канун президентских выборов 2008 года в армянскую политику после десятилетнего перерыва вернулся первый лидер постсоветской Армении Левон Тер-Петросян. С этого времени он — активный участник политической жизни страны. Однако на парламентские выборы нынешнего года его партия АНК (Армянский национальный конгресс) идет в связке с Народной партией Армении (НПА) во главе со Степаном Демирчяном. Блок АНК-НПА пытается сделать главной темой кампании лозунг достижения мира в Карабахе.
С пафосом политических перемен и мирного обновления власти путем выборов в кампанию вступает блок "Выход". Его лидеры Никол Пашинян и Эдмон Марукян пытаются позиционировать свое объединение, как потенциально способное вывести Армению из нынешних трудностей. Пашинян приобрел значительную известность в ходе прошлогодних событий. Тогда некоторые обозреватели рассматривали его, как потенциального претендента на роль главного оппозиционного политика. При этом "Выход" в гораздо большей степени ориентирован на диверсификацию внешней политики страны, за что его квалифицируют как прозападную силу. Впрочем, история постсоветской Армении не раз показывала, что практическая реализация внешнеполитического курса подвергала коррекции взгляды и подходы последовательных "западников".
Таким образом, на сегодня политическая палитра Армении весьма многоцветна и разнообразна. По разным объединениям рассредоточены бывшие министры и даже экс-президент, действующие политики, бизнесмены. Однако позиции РПА выглядят в целом более предпочтительными.
У этой партии нет сплоченного и обеспеченного значительными "альтернативными" финансовыми источниками противовеса, сравнимого с "Грузинской мечтой" времен 2012 года. Биполярной кампании пока что не просматривается. В то же время в обществе, несмотря на определенный запрос на стабильность, сильно критическое отношение к властям и стремление к переменам. Это стремление нередко сопровождается завышенными ожиданиями, создающими риски.
Армения и Россия
Вступление Армении в новый избирательный цикл станет тестом и для России, испытывающей дефицит настоящих союзников. Перед Москвой непростой выбор. Или пойти по пути односторонней поддержки действующей власти и всех ее инициатив, или избрать более сложный способ продвижения российских интересов путем диверсификации контактов со всем армянским политическим спектром.
Официальный Ереван взаимодействует и сотрудничает с Кремлем. Оппозиция намного менее известна и предсказуема, хотя большинство ее лидеров (даже условные "западники") понимают необходимость развития стратегического взаимодействия с Москвой.
Таким образом, главная цель для Москвы — мирный характер выборов в стране — члене ОДКБ и ЕАЭС — и эволюционное завершение конституционной реформы. Власти и политики в Армении могут меняться, но общие армяно-российские интересы важно сохранять и приумножать.