Председатель Совета "Центр конституционного права", доктор юридических наук, профессор Геворг Даниелян рассказал о результатах референдума в Карабахе и международной реакции. Беседовала Гоар Саргсян.
— В Карабахе состоялся референдум по поправкам в Конституцию, присутствовали местные и международные наблюдатели. Как Вы оцениваете избирательный процесс, несмотря на попытки азербайджанской стороны очернить его?
— В принципе Азербайджан абсолютно не интересовало, насколько справедливо прошел референдум. Их интересует другой аспект — представить международному сообществу, что в Карабахе проходит политический процесс, который равносилен разжиганию войны. Понятно, что политический процесс не имел ничего общего с войной, но были предприняты попытки представить его таковым, чтобы Азербайджан мог в дальнейшем оправдать свои действия.
— Какой была реакция международного общества к конституционным реформам в Карабахе?
— Было заметно влияние Азербайджана на группу ОБСЕ. В ОБСЕ сразу заявили, что они не принимают референдум в Карабахе, не считают, что принятием Конституции решится вопрос статуса Карабаха. Офис ОБСЕ находился под влиянием Азербайджана и поспешил выступить с неуместными заявлениями.
Вы очень хорошо понимаете, что референдум в Карабахе не преследует такой цели, чтобы принятием Конституции решить вопрос признания республики. Не первый раз, когда Карабах принимает Основной закон. Если есть необходимость внести определенные изменения в Конституцию, то это делается. Неважно будет это в 2017 году или в 2020 году. Конечно, это уже положительный шаг, который дает правовые основы, чтобы Карабах стал непосредственным участником переговорного процесса. Прежняя Конституция не исключала этого, но предоставляла для этого меньше возможностей. Президентская модель управления создает для этого хорошие предпосылки.
Вы сами сказали в вашем вопросе, что за выборами наблюдали международные наблюдатели (более ста). Они следили за избирательным процессом и дали положительную оценку. Конечно, никто не может утверждать, что присутствие международных наблюдателей можно считать началом процесса признания государства. Однако мы все хорошо понимаем, что если вы хотите признать государство, то вы должны оценить, какие процессы происходили внутри страны.
— Какой посыл содержит переход от полупрезидентской формы правления к президентской?
— Этот документ касается внутренней жизни страны, но также позволит показать международному сообществу, что сможет осуществить гибкую и оперативную политику.
К сожалению, Карабах фактически находится в военном положении и эти признаки правления слишком актуальны. Но это одна сторона проблемы. Армения находится почти в той же ситуации, но здесь предпочли форму парламентского правления. Но тут важно отметить, что Карабах еще не признанное государство в отличие от Армении.
Фактор непризнанности не мог не повлиять на выбор формы правления. Если обратите внимание, то почти во всех непризнанных государствах идут к централизованной власти. Сложно встретить непризнанные государства, которые долгое время существовали как парламентские. Посмотрите пример Абхазии, Косово и т.д.
— Господин Даниелян, согласно новой конституции НКР был переименован в Республику Арцах. Это внутреннее решение или важно с международной точки зрения?
— Мы надеялись, что это положение будет внесено в международные документы. Термин НКР мог стать предметом спекуляций. Но нужно понять, что исторически эта территория называлась Арцах. Впервые термин НКР был использован в российских документах, как отдельная колония, а потом в партийных документах. Не было никакой необходимости его использовать. Если историческое название — Арцах, то правомерно его использование и в официальных документах.
Նյութի հայերեն տարբերակը>>