ЕРЕВАН, 24 фев — Sputnik. Автор одной из самых романтичных песен XX века "Шербурские зонтики" Мишель Легран 24 февраля отмечает 85-летие.
Француз с армянским акцентом
Впервые Легран побывал в Армении в 2004 году, чтобы подготовиться к номеру с еще одним великим армянином — шансонье Шарлем Азнавуром. Тогда он выступил перед армянским зрителем — на площади Республики в Ереване — с единственным номером.
Следующий визит маэстро в Армению состоялся в 2009 году по приглашению Государственного молодежного оркестра Армении под управлением Сергея Смбатяна. В этом году он был удостоен Ордена чести Армении.
В этот день известный армянский джазмен Левон Малхасян с удовольствием отметил, что ждал 25 лет того момента, когда объявит выход на сцену Мишеля Леграна.
"Его музыкальный диапазон настолько широк и богат, что музыканты всего мира почувствовали на себе его влияние. Без его музыки джазовое искусство было бы очень бедным", — говорил музыкант.
В следующий раз Легран приехал на историческую родину в 2012 году, благодаря стараниям Государственного филармонического оркестра Армении. Тогда в стране отметили 80-летие маэстро и одновременно с этим — закрытие VI Международного музыкального фестиваля.
Бесконечность
Легран написал порядка 800 произведений к 250 фильмам, записал более 100 альбомов. Ведь не зря он считает, что "за инструментом у тебя только десять пальцев, а в воображении — бесконечность".
Маэстро — трехкратный обладатель национальной кинопремии США "Оскар", пять раз получал премию Грэмми, по разу премии BAFTA и "Золотой глобус". Кавалер Ордена Почетного Легиона Франции.
Легран родился в Париже в 1932 году. Первый музыкальный опыт Легран получил у своего отца Раймонда Леграна, руководителя одного из оркестров варьете. Мать Леграна — Айкануш Марсель Тер-Микаелян была пианисткой. В 1952 году Мишель оканчивает парижскую консерваторию и отправляется в турне по США. С конца 50-х г. начинает писать музыку к голливудским фильмам, которая приносит ему мировую славу.
Легран о своих армянских корнях
"Я 10 лет жил со своим дедом по материнской линии, армянином по национальности, он ушел из жизни в 1942 году. Звали его Саркис Дер-Микаэлян. В 1915 году он бежал во Францию, спасаясь от Геноцида армян в Османской империи. Я помню, он играл на сазе, уде, пианино и показывал мне аккорды, чтобы я мог наигрывать потом армянские мелодии.
У деда был граммофон и много пластинок известного египетского певца Ома Калсума (Om Kalsoum), которого он обожал. Он всегда слушал музыку. Мой дядя же дирижировал одним оркестром в Аньере.
Мой дед был настоящим армянином: чрезмерно эмоциональным, страстным, щедрым. Я жил с мамой в его доме в Аньере 6 лет. Иногда по воскресеньям он брал меня с собой в армянскую церковь на улице Жана Гужона, где собирались местные армяне…
В начале 2000-х мы с сестрой провели неделю в Ереване, нашли своих родственников. Это было необыкновенно — коснуться своих корней. Я получил огромное удовольствие, Ииграя с Ереванским филармоническим оркестром. У меня было ощущение, что я играю если не с родными, то уж точно с двоюродными братьями.
Путешествуя по миру, я везде встречал армян, практически в каждом городе, и поэтому везде чувствовал себя, как бы в маленькой Армении. Я чувствую себя армянином. Несмотря на то, что я родился в Париже и моя жизнь, в основном, проходит в Европе, часть моего "Я" —армянская. Это наиболее интеллектуальная часть, так как я знаком с армянской культурой, музыкой Армении, я много читал об истории моей древней и замечательной страны. Истории печальной, полной ужасных событий, но, несмотря ни на что, продолжающейся в новой, развивающейся Армении".
Նյութի հայերեն տարբերակը>>