Почему армяне создавали "фальшивые" семьи во время Барекендана?

© Sputnik / Asatur YesayantsБарекендан
Барекендан - Sputnik Армения
Подписаться
Праздник Барекендан (церковный праздник, аналог Масленицы) в Армении всегда праздновали с особым размахом. Везде были свои традиции, но особо отличилась Сюникская область страны…

ЕРЕВАН, 25 фев — Sputnik, Ани Липаритян. В Сюникской области Армении во время празднования Барекендана устраивались "фальшивые свадьбы". Это было своеобразной постановкой, во время которой жених и невеста менялись ролями и играли друг друга, рассказал в интервью Sputnik Армения научный сотрудник этнографического музея Еревана, этнограф Хорен Григорян.

По его словам, муж изображал жену в ее одежде, ее повседневную жизнь, стирку, готовку, а жена играла роль мужа-добытчика.

Барекендан и карнавалы в стиле Latino

Как отметил Григорян, барекендан — это антипод повседневности.

"Суть праздника заключается в том, что человек делает все то, что не позволит себе делать ежедневно, в обыденной жизни. Изначально этот праздник подразумевал, что народ должен оторваться от всего. Например, если говорить о XIX веке, то на тот момент Барекендан отмечался пиром на весь мир", — рассказал этнограф.

По его словам, даже такие праздники как Новый год, 8 марта, свадьбы или дни рождения не отмечались никогда с таким размахом, как в прошлом — Барекендан. Семья могла зарезать 2-3 быков, чтобы хватило на угощение, только ради празднования одного этого дня.

© Мемориальный комплекс сардарапатской битвы, национальный музей этнографии армян и истории освободительной борьбыТрадиции Барекендана
Традиции Барекендана - Sputnik Армения
1/4
Традиции Барекендана
© Мемориальный комплекс сардарапатской битвы, национальный музей этнографии армян и истории освободительной борьбыТрадиции Барекендана
Традиции Барекендана - Sputnik Армения
2/4
Традиции Барекендана
© Мемориальный комплекс сардарапатской битвы, национальный музей этнографии армян и истории освободительной борьбыТрадиции Барекендана
Традиции Барекендана - Sputnik Армения
3/4
Традиции Барекендана
© Мемориальный комплекс сардарапатской битвы, национальный музей этнографии армян и истории освободительной борьбыТрадиции Барекендана
Традиции Барекендана - Sputnik Армения
4/4
Традиции Барекендана
1/4
Традиции Барекендана
2/4
Традиции Барекендана
3/4
Традиции Барекендана
4/4
Традиции Барекендана

Григорян добавил, что Барекендан напоминает Фестиваль Лас Фальяс в Валенсии (фестиваль огня), Венецианский карнавал масок или Бразильский карнавал.

"У нас было что-то наподобие карнавала. Нельзя сказать, что идея празднования Барекендана принадлежит только армянам. Это все праздники, пришедшие к нам со времен наших прапрадедов", — добавил он.

Традиции и символы Барекендана

В советские годы празднование Барекендана постепенно отошло на второй план, а позже его и вовсе перестали отмечать, сказал Григорян. Позднее этот праздник вернул свои законные позиции.

Люди пачкали свои лица мукой или сажей, рассказывает эксперт, ходили друг к другу в гости. Если кто-то узнавал вас за перепачканным лицом, то надо было обязательно подарить подарок. Можно было прочитать стихи. А основным подарком было яйцо, поскольку этот праздник традиционно завершали их поеданием.

Собеседник Sputnik Армения также рассказал о некоторых символах Барекендана и следующего за ним Великого поста.

"Традиционный персонаж Великого поста в Армении — кукла Аклатиз (или дедушка Аклатиз) украшенная 49 камнями и репчатым луком или головкой чеснока, в который воткнуты 7 перьев — по числу недель Великого поста. Фигурку Аклатиза подвешивали под вытяжным окном на крыше дома. Каждую неделю Великого поста из луковицы убирали по одному перу, поэтому три первых пера должны быть черными, так как они символизируют самые суровые недели поста. Одно перо будет рябым, а остальные белыми, так как они символизируют подготовку к Светлому празднику Пасхи (Затик)", — объяснил Григорян.

Барекендан. Армянские национальные танцы - Sputnik Армения
В США, России, Украине отпразднуют армянскую масленицу-карнавал

Камни, по его словам, украшали костюм Аклатиза для того, чтобы дети не подходили и не брали не постную еду, иначе, он бы "бросил в них эти камни". Этнограф отметил, что это прием был отличным воспитательным методом, помогающим осознавать всю важность поста.

После праздника, Аклатиза прятали где-нибудь на крыше и ругали его, чтобы ощущение голода настигло только и только во время поста, через год.

Этнограф добавил, что еще один символ Барекендана — Утис тат — армянская версия Марены, которую сжигают во время праздника.

Նյութի հայերեն տարբերակը>>

Лента новостей
0