Женщина из зала: — Назовите то, на что мне больше всего в жизни следует обратить внимание?
Далай-лама IX: — Рутину! Следующий вопрос!
(Встреча с Далай-ламой, Альбукерке, штат Нью Мексико)
Водитель автобуса в городе Патерсон (штат Нью-Джерси) ведет однообразную, неспешную жизнь: без будильника встает в 6:50 утра, отправляется на работу, весь день проводит за рулем, слушая разговоры пассажиров, вечером возвращается домой, выгуливает собаку, пропускает кружку пива в баре и ложится спать.
И так каждый день, не считая такой мелочи, как записи в тайный блокнот коротких стихотворений, которые герой делает в депо — перед началом маршрута.
Из этой, казалось бы, мелочи рассказ о рутине вырастает в большое кино так же, как и из мелочей рождается большая поэзия, о которой в мировом кино можно насчитать огромное количество фильмов. Так в чем же уникальность "Патерсона"?
В том, что Джармуш попытался экранизировать не поэтическое произведение и не байопик о поэте, а попытался сделать почти невероятное — экранизировать саму поэзию: ее форму, структуру, ритм, дух и источники вдохновения.
Мелочами Джармуш начинает играть еще до самого начала фильма и даже до начала съемок, выбрав Адама Драйвера на роль водителя (англ.driver) и дав ему имя Патерсон, так же как и городу в штате Нью Джерси, где он живет и где до него и на самом деле жил Уильям Карлос Уильямс — выдающийся американский поэт-авангардист, прототип и одновременно альтер эго Патерсона.
Если же "прислушаться" к деталям, то другим альтер эго Патерсона можно считать самого Джармуша, который всю жизнь "из ничего" делает шедевры, говорит похожим хриплым голосом и тоже в свободное от работы время пишет стихи в своем тайном блокноте. Более того, в апреле 2017 года режиссер картины собирается наконец-таки прочитать свои стихи в Принстоне (тот же штат Нью Джерси), причем ни с кем-нибудь, а с крупнейшим современным американским поэтом Джоном Эшбери, да и еще по приглашению последнего.
Патерсон в прелестном и утонченном исполнении Адама Драйвера представляет собой что-то среднее между Форест Гампом и Амели, сочетая в себе несговорчивость и наблюдательность, отстраненность и добродушие.
Не менее блистательна на экране и молодая звезда иранского кино Гольшифте Фарахани в образе супруги Патерсона, которую как и возлюбленную Петрарки не случайно зовут Лаура.
Вопрос "Является ли Патерсон водителем, который сочиняет стихи или же он поэт, который водит автобус?" в случае с героем картины неуместен, так как речь не о первичности или вторичности того или другого. В Патерсоне удивительным образом все гармонично, как и в рэперском речитативе Метод мэна (из любимой Джармушем группы "Вутанг клан") под шум стиральной машины в прачечной. Это своего рода символ поэзии в рутине.
Джармуш — любитель белого стиха, однако структурирует картину наоборот — в повторах, в созвучии: где то-через рифмы, а где-то через аллитерации.
Да и вообще, что такое рутина, если не набор бытовых рифм, которые в поэзии становятся рифмами бытийными. Внутри же рутинной формы в трехмерном пространстве в свободном полете порхает окрыленный верлибр — от метафизических высот до обувной коробки, от возвышенного водопада к прозаичному дождю.
И после Нобелевской премии Боба Дилана появление "Патерсона" Джармуша кажется не случайным так же, как не случайными являются все детали, повторы и рифмы повседневности, из которых рождается нерифмованная красота.
Նյութի հայերեն տարբերակը>>