Лаура Саркисян, Sputnik.
Эксперты в Армении рассматривают все возможные Верхнему Ларсу альтернативы. Тем не менее, несмотря на то, что Ларс, в силу плохих погодных условий, периодически закрывается, именно этот маршрут является наиболее приемлемым для Еревана, считают эксперты.
"Мы ищем альтернативу Верхнему Ларсу только для форс-мажорных ситуаций. Для армянских перевозчиков наиболее дешевая и удобная дорога — это Ларс. Доставить груз из России в Армению по этой дороге можно максимально быстро — всего за четыре дня", — сказал на пресс-конференции в мультимедийном пресс-центре Sputnik Армения председатель Ассоциации международных перевозчиков Армении Герберт Амбарцумян.
Поиск альтернативы Верхнему Ларсу — вопрос стратегической важности, так как львиная доля — более 80% грузоперевозок в Армению осуществляется из Москвы. На сегодняшний день эксперты рассматривают шесть альтернативных вариантов: воздушный, морской (через Поти), три сухопутных (коридор через Южную Осетию, Аваро-Кахетинская дорога через Дагестан, Верхний Ларс) и железнодорожный (пролегает по маршруту Зугдиди-Сочи и проходит через Абхазию) пути.
Однако с экономической точки зрения наиболее приемлем для Армении маршрут Нар (Северная Осетия) — Гори, проходящий по коридору через Южную Осетию. Он длиннее Ларса на 80 км, но осетинский маршрут предпочтительней по причине более комфортных климатических условий и рельефа.
Железнодорожная коммуникация нефункциональна: транспортировка из России в Армению поездом может занять до 40 дней. Паромная же переправа — удовольствие дорогое.
"Дорога через Дагестан (Авара-Кахетинская дорога — ред.) тоже плохая альтернатива, так как, во-первых, она небезопасна, а во-вторых, требует немалых вложений до начала эксплуатации", — считает эксперт.
Пока эксперты рассматривают наиболее оптимальные с точки зрения экономики пути, политика делает свое дело. О том, что Грузия и Армения пришли к согласию по вопросу альтернативного Ларсу транспортного коридора, заявил в ходе официального визита в Грузию премьер-министр Армении Карен Карапетян, не назвав, однако, какой именно вариант был в конечном итоге выбран. Этим не преминула воспользоваться грузинская оппозиция, спекулируя на теме абхазской железной дороги.
Тема была на слуху как в Армении, так и в Грузии, ведь визиту Карапетяна предшествовала встреча в формате "Карасин-Абашидзе" в Праге. Грузинской оппозицию успокоил вице-премьер, министр энергетики и природных ресурсов Грузии Кахи Каладзе официально заявив, что "во время встречи с премьер-министром Армении вопрос абхазской железной дороги не обсуждался". Официальный Ереван также призвал не искать подтекстов в словах премьера и рассматривать в качестве одной из возможных альтернатив паромную переправу.
Абхазская железная дорога — одна из альтернатив Верхнему Ларсу. В соответствии с договором о торговых коридорах, один из торговых путей пролегает по маршруту Зугдиди-Сочи и проходит через Абхазию. Другой — по маршруту Нар (Северная Осетия)-Гори. Этот коридор проходит через Южную Осетию.
Однако эксперты не учитывают или не хотят принимать во внимание главный фактор во всей этой истории — закон "Об оккупированных территориях", принятый после августа 2008 года.
Для того, чтобы у Армении появилась приемлемая Ларсу альтернатива, Грузия должна, как минимум, внести в этот закон поправки.
Նյութի հայերեն տարբերակը>>