Что собой представляет армянское лобби и как обстоят его дела. Об этом Sputnik Армения рассказал эксперт, американист Арег Галстян. Беседовала Лаура Саркисян.
— В СМИ муссируется мнение о том, что с приходом к власти Дональда Трампа позиции армянского лобби в США ослабли. Так ли это?
— Лоббизм в США необходимо разделять на две группы: лобби в исполнительной и законодательной власти. Армянское лобби всегда было ориентировано на конгресс — на законодательную власть. Эффективность работы лобби определяется по количеству резолюций, рассмотренных, принятых или заблокированных в Конгрессе. А здесь армянское лобби всегда было широко представлено. Двухмиллионное армянское население США использует фактор своего компактного проживания в некоторых штатах, к примеру, в Калифорнии. Для армян этот штат — "first lobby state".
Калифорния — один из главных штатов для Конгресса, ведь отсюда избирается наибольшее число конгрессменов в нижнюю палату — 53. Следовательно, при любом раскладе только от Калифорнии у армянского лобби — 53 конгрессмена и два сенатора в нижней палате. Традиционно проармянскими штатами являются Массачусетс, Род-Айленд, Флорида, Нью-Йорк. На сегодняшний день в палате представителей армянское лобби состоит из 80-и, а в сенате — 34 законодателей. Армянское лобби США входит в пятерку крупных лоббистских групп в Конгрессе, уступая только израильскому, польскому и кубинскому.
— Что может ослабить армянское лобби?
— Ряды армянских лоббистов год от года редеют. Но это происходит по объективным причинам, не связанным с армянской диаспорой. Дело тут во внутриполитическом раскладе в Соединенных Штатах. Так, в отставку подал Гарри Рид, лидер демократов в Сенате, сенатор от Невады, давний друг Кирка Керкоряна, а также Армении, активный армянский лоббист. То есть одним лоббистом стало меньше. С другой стороны, армянская диаспора ориентирована в основном на Демократическую партию. Между тем сегодня демократы в меньшинстве: обе палаты "контролируют" республиканцы.
Однако не стоит сбрасывать со счетов немногих влиятельных представителей Республиканской партии, которые также лоббируют армянские интересы. Один из них — влиятельный член Конгресса, спикер Палаты представителей Конгресса США Пол Райан. Он всегда выступал за признание Геноцида армян и голосовал за проармянские резолюции. Можно назвать также республиканца, руководителя комитета по международным делам, конгрессмена Эдварда Ройса и члена группы по армянским делам, демократа Эллиот Энгель.
— Как обстоят дела в исполнительной власти?
— В исполнительной власти ситуация иная: ни одна из этнических групп не имеет серьезного влияния на Белый Дом. Однако и здесь есть лоббисты интересов тех или иных стран, хоть их и не так много.
В администрации Трампа есть люди, с симпатией относящиеся к Армении. К примеру, глава временной администрации Белого дома Кен Нахигян или же вице-президент США Майк Пенс, на протяжении восьми лет входивший в группу по армянским делам. В числе американских чиновников, симпатизирующих армянам, можно назвать и советника Трампа по Европе и России Фиону Хилл. Она хорошо разбирается в "армянской тематике" и не только.
Следует учитывать и тот факт, что Армения и США не являются союзниками. Армения — стратегический союзник России, у которой не очень хорошие отношения с Вашингтоном. Армянское лобби действует в жестких обстоятельствах и то, что мы при нынешней политической конфигурации входим в пятерку лоббистских групп, уже хорошо.
— Как официальный Ереван должен работать с теми, кто лоббирует его интересы в Соединенных Штатах?
— Интересы Армении лоббируются местными общественными организациями, не только армянскими. Не стоит забывать и о том, что лоббисты — граждане своих стран. Это ограничивает возможности Армении в плане использования лоббистских организаций. Еревану необходима новая стратегия и концепция работы с диаспорой в целом, а не с лоббистскими организациями, являющимися отдельным политизированным сегментом. Армении необходимо выработать государственную политику, которая будет способствовать формированию в диаспоре армяноцентричной элиты, ориентированной на защиту интересов Армении.