Виктор Исарян, специально для Sputnik Армения
История и практика
И хотя слово массаж имеет французское происхождение, это явление зародилось в эпоху первых восточных цивилизаций. Первыми массажистами были служители культа. Есть письменные свидетельства, что уже 4000 лет до н.э. древние ассирийцы, персы и египтяне использовали этот народный метод в оздоровительных и лечебных целях. Римские воины после боев растирали травмированные места, чтобы облегчить боль и удалить кровоподтёки. А в Древнем Китае во врачебно-гимнастических школах массаж был одной из основных дисциплин. Даже великий Гиппократ был знатоком тонкостей древней мануальной терапии. Он писал, что "мягкое, нежное и умеренное растирание утолщает ткани, а сухое и частое растирание стягивает их".
В более поздние времена массаж считался пережитком язычества, надолго оставшись вне рамок научной медицины. И только в ХVIII веке начался новый этап применения мануальной терапии. В современной медицине массаж считается физиологическим методом лечебного воздействия на центральную нервную систему. Основных видов массажа всего четыре: спортивный, лечебный, гигиенический и косметический.
Профессиональный массажист Ерванд Арутюнян говорит, что обучался этой специальности в медицинском училище, а затем регулярно подтверждал свою квалификацию в Центре усовершенствования медперсонала, чтобы продлевать лицензию. Но он уже давно не работает по специальности.
"Подходящих предложений на рынке нет, а огромное количество уличных салонов не место для квалифицированных кадров ", — говорит Ерванд.
По его словам, массажист обязан работать под строгим контролем физиотерапевта, а в эти заведения набирают людей, которые далеки от глубоких знаний о свойствах массажа.
Ручная работа
Совладелец одного из таких салонов, не называя фамилию, согласился раскрыть схему деятельности своего бизнеса. Вложиться в это дело его промотивировал успешный опыт соседа.
"Массажные услуги имеют целевой спрос. Местные к нам не ходят. Этим интересуются туристы из Ирана и приезжие из арабских стран, где ничего подобного нет. Сейчас у них праздничный сезон, поэтому у нас хороший доход. В день бывает несколько десятков клиентов", — говорит Армен.
Но это не означает, что на входе в его заведение стоит длинная очередь. Между салонами идет серьезная конкуренция. Для привлечения посетителей у Армена налажен целый механизм.
"Уличные "зазывалы" знают языки и обычаи гостей. Они подходят к иностранцам и вежливо заводят беседу. Если всё проходит результативно, то они имеют свой процент", — рассказывает Армен.
У жителей Еревана подобные заведения вызывают не хорошие ассоциации, но бизнесмен уверяет, что известные ему салоны работают по прямому назначению. По его мнению, наивно полагать, что по всему городу подобные объекты действуют вне закона — полиция не дремлет. При этом он согласился, что туристы из стран с суровыми порядками приходят в его заведение не за лечением, а за развлечением.
"Им в диковинку обычный релаксационный массаж. Поэтому при устройстве на такую работу достаточно иметь сертификат о прохождении краткосрочных платных курсов", — говорит Армен.
Вскоре он начнет расширять свое заведение. Планирует открыть ресторан восточной кухни и полностью сосредоточиться на комплексном и закрытом "от чужих глаз" обслуживании гостей из стран Ближнего Востока.
Было и прошло
Говоря о таком необычном и массовом увлечении местных предпринимателей, экономический обозреватель Ашот Арамян с иронией напоминает про описание города N в комедии Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев". Там было так много парикмахерских и похоронных бюро, что "казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть".
В свою очередь, он считает наивным полагать, что все без исключения массажные салоны работают только по прямому назначению.
"Понятное дело, никто не заявляет о своей направленности открыто, ведь это весьма неоднозначное поприще", — говорит Арамян.
По его мнению, пока есть спрос, то это направление будет выгодным и распространенным. Но со временем эти услуги "канут в лету" также, как это произошло с комиссионками, шашлычными, ломбардами и другими уличными бизнес-форматами.