Лилит Арутюнян, Sputnik
Несмотря на то, что определенный потенциал у Армении есть, страна все же продолжает стоять особняком, и далеко не в положительном смысле, в мировой фэшн-индустрии, сказал в интервью Sputnik Армения известный армянский дизайнер Ваан Хачатрян.
"Я верю, что потенциал у нас есть, поскольку армяне — талантливый народ, и мы не раз это доказывали. Но на данный момент Армения далека от мира моды. Это отдельное творческое направление, которое еще очень ново в нашей стране", — сказал он.
Хачатрян с сожалением отметил, что предпосылок для развития тоже мало.
"Формирование вкуса у человека должно происходить с самого рождения, а не тогда, когда он уже поступает в вуз. Почему европейские страны столь развиты в вопросе дизайна?
Потому что художественное воспитание давно стало частью их культуры", — подчеркнул он.
По мнению модельера, люди, которые рождаются в Италии, Франции, Англии, с самого рождения приобщаются к искусству.
"У нас, к сожалению, все обстоит совсем не так… Не то, чтобы этого никогда не было, но, наверное, оно где-то оборвалось… просто сегодня так много некачественного, настолько пропагандируется так называемый стиль "рабис". Если ребенок с детства постоянно слышит "рабис", то он таким уже вырастет, и никакой университет не сможет его потом перевоспитать", — сказал Хачатрян.
Относительно влияния восточной культуры на армянскую, дизайнер отметил, что очень любит восточную культуру.
"Но она красива на востоке, а не у нас. Мне очень нравится их еда, архитектура, литература, а также чистая арабская музыка, я ее слушаю, когда нахожусь в восточных странах. Но все это — не наше, если даже нам стоит что-нибудь перенять, то мы могли хотя бы брать лучшее. Сегодня, к сожалению, в нашу культуру проникли самые некачественные элементы восточной культуры, будь то музыка, одежда или макияж", — отметил Хачатрян.
Относительно специализирующихся на дизайне одежды учебных заведений, Хачатрян сказал, что они уже существуют.
"Но поскольку они тоже основаны относительно недавно, то им не хватает продуманных программ и квалифицированных специалистов. Необходимо сотрудничать с другими странами, приглашать зарубежных специалистов, привозить учебники и переводить, поскольку своих разработок в этой области у нас нет. Наверное, неплохо было бы ввести такой предмет, как история искусств, чтобы у абитуриентов была хоть какая-то база", — отметил он.
О своей деятельности Хачатрян сказал, что с самого начала задался целью обозначить Армению на карте мировой моды, но его личные успехи при этом нельзя считать большим достижением.
"Может, в узких кругах за рубежом меня и узнают, и это очень приятно, но быть массовым дизайнером, то есть и с точки зрения продаж — очень сложно. Это связано с огромными инвестициями, которые лично я себе пока позволить не могу. Быть узнаваемым на внешнем рынке — очень сложно, потому что сегодня многое зависит от пиара, рекламных компаний и т.д.", — сказал он.
Что касается того, что армянское общество стало внимательнее относиться к работам отечественных дизайнеров, Хачатрян отметил некоторый прогресс.
"Определенные сдвиги, безусловно, есть, но пока широкие массы не будут задействованы, серьезных результатов ожидать нельзя, потому что узкие круги никогда не обеспечат дизайнера средствами, достаточными для продвижения в широком смысле на этом рынке", — подчеркнул он.
Модельер считает, что лучше вкладывать в отечественного производителя, чем покупать подделки известных брендов. В таком случае, с течением времени, по его мнению, местные дизайнеры смогли бы обеспечивать комфортное соотношение цена-качество.
"Взять, к примеру, соседнюю Грузию, которая уже имеет определенное влияние в мире моды. Их общество слепо верило в потенциал своих дизайнеров. Люди покупали и носили их работы, в результате, примерно за 20 лет они добились немалых успехов: руководителями некоторых очень влиятельных европейских домов моды сегодня являются грузины", — сказал Хачатрян.
Он отметил, что это произошло, в первую очередь, благодаря поддержке отечественного потребителя.