Лилит Арутюнян, Sputnik.
При подготовке к Литургии священнослужитель, надевая ту или иную часть одежды, освящает ее и читает молитву, рассказал в интервью Sputnik Армения духовный координатор пресс-канцелярии Араратской Патриаршей епархии, иерей Есаи Артенян.
"Литургическая одежда — это, по сути, материальное выражение божественной славы. Мы, в первую очередь, надеваем белый подризник (длинная рубашка), белые носки, а также тапочки. В данном случае белый цвет символизирует чистоту и святость. В целом же цветовая гамма литургической одежды особого значения не имеет, и каждый священник выбирает ее по своему вкусу" — говорит Тер Есаи.
По его словам, желательно, чтобы на одеянии были изображены кресты.
"Цвет тапочек может быть разным, но их особенность заключается в том, что в области пяток изображены скорпион и дракон, которые олицетворяют силу зла. Есть псалом, в котором говорится, что Иисус дал людям, в частности, священникам, власть топтать скорпионов и драконов", — поясняет иерей.
После этого, по словам Тер Есаи, надевается епитрахиль, которая символизирует бремя Христа, а потом — пояс.
"Пояс символизирует силу веры. Завязывая его, мы просим Господа опоясать нас верой со всех сторон. У пояса завязывается платок для того, чтобы вытирать руки. Здесь тоже проводится параллель между очищением рук и очищением от грехов", — отмечает иерей.
На запястья, как рассказывает Тер Есаи, надеваются поручи или нарукавники, которые знаменуют собой Божью силу.
"Мы просим у Господа силы и святости для своих рук, чтобы мы могли святостью служить и прикасаться к символам тела и крови Христа. В практическом же смысле поручи помогают собрать рукава подризника, чтобы они не мешали во время церемонии", — объясняет он.
После этого священник надевает своеобразный наплечник — "вакас", который, как отмечает Тер Есаи, характерен только для армянской церковной одежды.
"Изначально он был частью митры, именно поэтому митра и "вакас" выполняются из одинаковой ткани. Он надевается на плечи и символизирует Божьего агнца. В Евангелие есть притча о том, как Иисус оставляет 99 овец и идет за одной, отбившейся от стада. Когда же Иисус ее находит, то с радостью кладет себе на плечи и возвращается обратно. Это символ потерянного агнца, то есть оступившегося верующего, который пришел на Литургию, чтобы помолиться, причаститься и попросить у Бога отпущения грехов", — говорит иерей.
Затем, по его словам, священник надевает ризу, которая символизирует защиту от зла.
"Надевая ризу, мы просим Господа оградить нас от демонских козней при совершении Литургии и сделать достойными для Его прославления. А в конце мы надеваем митру, которую освятили в самом начале и произносим хвалебную молитву, смысл которого заключается в том, что я буду прославлять Господа, потому что он дал мне одеяние спасения и надел венец, как на жениха. И тогда только священник готов к совершению Литургии", — заключает Тер Есаи.
Он также добавляет, что ежедневные церковные церемонии священнослужители проводят в рясах, а во время служений надевают филонь, но при чтении Евангелия обязательно надевается риза.