Об итогах парламентских выборов и новой политической системе Армении, а также особенностях выборной системы на Кавказе рассказал в интервью Sputnik Армения директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.
— Владимир Анатольевич, прошла неделя после выборов в Национальное Собрание Армении. Похоже, пора посмотреть на итоги со стороны. Как вы их оцениваете?
— В самый разгар избирательной кампании в статье "О выборах в Армении в контексте конституционной реформы" я задал читателям ряд вопросов: "Что решат армянские избиратели? Какой путь предпочтут: пусть проблемного, но реального развития, или же очередную попытку решить все проблемы путем радикальных перемен имеющегося на худшее? Поддадутся ли они на популистские лозунги тех, кто за последние 25 лет научился лишь критиковать, но не доказал способность созидать?". Сегодня я могу сказать, что все ответы получены, и лично меня они вполне устраивают.
Занимаясь вопросами евразийской интеграции, я привык оценивать происходящие в постсоветских странах процессы с общеевразийских позиций. И то, что Республиканская партия по итогам состоявшихся 2 апреля выборов сохранила большинство в НС, считаю весьма позитивным фактом и для Армении, и для обеспечения мирного процесса в Кавказском регионе, и для укрепления интеграционных процессов в Евразии.
У меня не было сомнений в том, что армянские избиратели поддержат республиканцев. И в своем прогнозе я опирался не только на данные социологических опросов населения и мнения армянских экспертов, но также на внутреннее убеждение, что граждане Армении при всем многообразии существующих проблем и того объема эмоций, которые их сегодня переполняют, предпочтут стабильность. Так и произошло.
Удается руководству страны и конституционная реформа. Лично меня, к примеру, радует, что в Армении по факту формируется политическая система двухпартийного типа. При этом даже основной спарринг-партнер республиканцев (блок Царукяна) не является ни радикальным, ни антироссийским. Это значит, что при всех дискуссиях в парламенте у депутатов будет возможность достижения договоренностей по ключевым вопросам. Это значит также, что в стране сформировалась политическая основа для перехода к динамичному экономическому развитию страны.
Помимо прочего, меня радует фактическое оформление в политической системе страны проевразийского курса развития. Основные участники избирательной кампании, выдвигая различные программы развития страны, в целом не подвергали сомнениям курс Армении на членство в Евразийском экономическом союзе.
— Вот вы сказали о том, что конституционная реформа в Армении продвигается успешно. А в чем этот успех еще выражается, помимо победы на выборах инициатора реформы — Республиканской партии?
— Первое и самое главное, что нужно отметить, это факт консолидации армянских элит. Не скажу, что кандидаты провели выборы с предельной корректностью и уважением друг к другу. Однако же налицо формирование в Национальном собрании коалиции парламентского большинства на базе правящей партии, которая удерживает свои политические позиции и в парламенте, и в обществе в целом.
Причем она удерживает и даже укрепляет их не благодаря популизму или административным технологиям, но, прежде всего, в силу наличия конкретной программы, ориентирующейся не на какие-то либеральные, прозападные или же националистические утопии, но на прагматичную реализацию собственно армянских интересов.
Важно, что по итогам выборов преемственность власти и ее курса будет так или иначе гарантирована. Будет сохранен в основном и состав Кабинета министров, растущий авторитет которого также способствует сегодня консолидации армянских элит и общества вокруг проектов развития, в том числе вокруг совместных с Россией экономических проектов.
— Выборы в Армении, состоявшиеся в минувшее воскресенье выборы в Южной Осетии, недавние выборы Абхазии и чуть ранее — в Грузии имеют много общего. Скажите, имели ли армянские выборы какими-то особенностями?
— Действительно, во всех кавказских республиках действуют одни и те же механизмы и особенности. В частности, в названных выборах подчас бывает много нерационального, связанного со стремлением обойти закон. Практически всегда в выборах активно участвует так называемая "улица", когда те или иные кандидаты или партии, вместо того, чтобы заниматься агитационной кампанией наравне с кандидатами и партиями конкурентами, злоупотребляют эпатажными акциями. То есть выводят своих сторонников на улицу, требуя от власти удовлетворения каких-то популистских требований, а иногда и угрожая избирательным комиссиям и другим госструктурам.
К примеру, на выборах в Южной Осетии со стороны одного из кандидатов были предприняты попытки морально-силового давления на ЦИК, а затем и на суд республики. Непросто складывалась ситуация и в Абхазии, где накануне парламентских выборов оппозиции посредством вывода людей на улицы удалось добиться от власти смены главы ЦИК.
К счастью, подобных действий в странах региона становится все меньше. Люди постепенно привыкают к тому, что следует уважать закон, а в тех случаях, когда он что-то не предусматривает, у населения есть возможность внести в действующие законы соответствующие изменения.
Еще одна особенность выборов в странах Кавказа состоит в том, что здесь в избирательных кампаниях всегда довольно высока степень участия различной зарубежной агентуры. Не мне вам рассказывать, насколько активно действовали в Армении различные прозападные НКО, оказывающие влияние, к примеру, на информационное пространство республики заказными статьями в поддержку радикальных партий. Не менее активно действовали зарубежные активисты и в Грузии.
Подобные активности наблюдались также в Абхазии (здесь выборы состоялись 16 марта) и Южной Осетии. Но вот что интересно: активности зарубежных НКО оказываются все менее эффективными. Во всех перечисленных странах прозападные силы и иные радикалы потерпели фиаско.
Похоже, что народ в странах Кавказа в массе своей уже не воспринимает "рекомендации" зарубежных специалистов. Повсюду — и в странах Кавказа, и в других регионах постсоветского пространства сегодня идут или начинаются конституционные реформы. Суть этих реформ — взросление политической системы и разворот политических элит к самим себе, к собственным национальным интересам и возможностям. И Армения здесь — в числе стран-лидеров.