Рубен Шухян, Sputnik.
Все, что связано с именем великого армянского композитора Комитаса, свято для каждого армянина. Известно, что еще в 1914 году в Париже были осуществлены записи ряда песен в исполнении тенора Арменака Шахмурадяна с фортепианным аккомпанементом Комитаса. В 1974 году на основе этих записей компания "Блументаль рекорд" (Blumenthal Record and Talking Machine Co.) выпустила в Константинополе несколько пластинок с одной песней на каждой стороне.
В начале июня 1914 года компания братьев Блюменталь известила в армянских газетах Константинополя о том, что поступили в продажу пластинки для граммофона. Это были известные церковные и светские песни: "Таинство великое", "Антуни", "Песня бездомного", "Киликия", "Отец, Отец" и другие.
Интересно, что некоторые представители духовного сословия Константинополя посчитали "богохульством" штамповать и проигрывать на граммофоне эти песни вне стен церкви. Они пожаловались религиозному собранию патриаршества, которое решило обратиться к Католикосу с требованием сделать Комитасу "внушение". Однако армянская общественность Константинополя очень быстро на это отреагировала. В июле 1914 года Аршак Чопанян опубликовал в газете "Бюзандион" статью в защиту Комитаса, в которой назвал консервативную позицию религиозного собрания "ругательством в адрес прекрасного",
Отметим, что сейчас редкие экземпляры этих записей хранятся в основном в частных коллекциях; их время от времени выставляют на продажу в сети. На пластинках указано название выпускающей компании — "Блюменталь Рекорд", названия песен и имена исполнителей — Арменака Шахмурадяна и Комитаса — на армянском и французском языках, напечатаны их портреты.