Об идее выставки "Грузия — двойные страницы", дружбе с Параджановым, мундире чиновника, фотоискусстве и очередном проекте — книге эротических фотографий Мечитов рассказал Sputnik Армения. Выставка стала очередным мероприятием организации "Кавказское партнерство". Беседовала Лаура Саркисян.
— Почему выставка называется "Грузия — двойные страницы"?
— Эта выставка — итог сорокалетнего труда. Такое название она получила не случайно. Я хотел издать книгу своих фотографий, однако сделать это мне не удалось. Тогда я решил воплотить эту идею через выставку и представить ее в виде раскрытой книги. Двойные страницы — моя задумка: я хотел, чтобы снимки взаимодействовали, контактировали, продолжали и дополняли друг друга. Я решил использовать такой прием, чтобы показать также непарадную, нетуристическую Грузию. В результате «книга» получилась несколько трагической, но о степени ее эмоционального воздействия судить не мне, а посетителям выставки. В ней более 200 фоторабот, в Ереван я привез около 150.
— Как Вы пришли к идее собрать такую книгу?
— Мне казалось, глядя на фотографии, что они кричат, требуя внимания к себе, просят, чтобы их показали всем. Я хотел сделать книгу без слов, в которой первостепенно эмоциональное восприятие. Снимки, сделанные в 1975 году, соседствуют здесь с 2013 годом.
— С чего начинается первый урок в Вашей школе-студии?
— Первый урок начинается с фразы: фотограф не тот человек, который снимает, а тот, который отбирает. Человек, который умеет отбирать из того, что снимает, и есть фотограф, остальные — просто щелкают. В моем понимании человек не может стать настоящим фотографом, если он не прочел книг о фотоискусстве Ролана Барта (французский философ, — ред.) и Сьюзен Зонтаг (американская писательница, — ред.).
— Как Вы пришли к фотографии?
— Мне было восемь или девять лет. Я часто ходил к бабушке в гости на Авлабар (один из центральных районов Тбилиси, — ред.). Ее соседом был Гриша Овесян — работник киностудии "Грузия-фильм", который меня фотографировал. Именно тогда фотография впервые заинтересовала меня.
Вначале я все путал, однажды перепутал проявитель с закрепителем, и пленка вышла совершенно белая, пустая. Как-то и вовсе вместо лимонада выпил проявитель. Но ничего, выжил (смеется). Первая сохранившаяся фотография была сделана мною в девять лет. На ней изображен мой маленький брат, играющий с песком.
Однако в более зрелые годы я начал увлекаться кино. Мой фильм в скором времени будет представлен в Варшаве. Он повествует о школьном педагоге Параджанова Нине Иосифовне Козловской. Наше знакомство с Параджановым в ноябре 1978 года состоялось благодаря этому фильму. А вообще по специальности я горный инженер и не думал, что когда-нибудь буду заниматься фотографией.
— В итоге Вы не только фотомастер, но и экс-замминистра Грузии. Мечитов ушел с поста или Мечитова сняли?
— Было сделано все, чтобы меня сбросить с поста. Я шел в парламентарии, однако было сделано все, для того, чтобы я им не стал. Они решили подавить голос единственного независимого человека. Меня отправили туда, откуда очень легко можно было сместить.
— Поговаривают, что поводом послужил анекдот.
— Люблю анекдоты, так как в них собрана колоссальная мудрость. Не зря анекдот считается самой короткой литературной формой. Лекции студентам всегда разбавляю анекдотами.
— Каково быть в мундире чиновника?
— Полтора месяца во власти мне дали многое. Власть интересная штука: соседи, жена, родственники на тебя смотрят иначе. Все меняется, вокруг тебя ходят разные люди, носят какие-то подарки, думают, что ты Бог и царь и можешь многое изменить. Однако ты ничего не можешь сделать.
— Над чем Вы сейчас работаете?
— Я занят школой, пишу несколько книг. Хочу издать книгу своих эротических фотографий, которые снимал 12 лет. Сейчас больше не снимаю. Был в моей жизни такой период — уходящей молодости, мне тогда было сорок семь. Пилотные экземпляры книги уже напечатаны. Однако для ее полноценного издания необходимо 10 000 долларов. Думаю, продать несколько работ и на вырученные средства осуществить свою мечту. В прошлом году мои работы были выставлены в Гран-пале.
— Почему именно этот жанр?
— Это был период моей второй молодости. Кстати, именно в это время мужчины больше всего склонны к измене. Ценно все то, что уходит, то чего нет. Моя молодость уходила. В искусстве используются все эти стимулирующие, подталкивающие элементы.
А еще я пишу. Недавний мой труд — обращение к Богу. А поскольку грузины считают, что, представ перед Богом, люди будут говорить с ним по-грузински, то и письмо ему я написал на грузинском языке.