Лаура Саркисян, Sputnik.
Условия создания коридора между Персидским заливом и Черным морем, предложенные главой МИД Ирана Мохаммадом Джавадом Зарифом, в нынешних реалиях невыполнимы, говорят эксперты, как в Грузии, так и в Армении. Они не советуют раньше времени радоваться данной инициативе.
На совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Грузии Михеилом Джанелидзе Зариф назвал обязательным условием функционирования коридора Персидский залив-Черное море сотрудничество и взаимодействие четырех стран — Грузии, Ирана, Армении и Азербайджана.
Этот крупный проект, если он будет претворен в жизнь, принесет его участникам не только экономические дивиденды, но и даст им статус ключевого политического игрока в регионе. Экономически выгодный проект в дальнейшем мог бы расширить географию, привлечь новых партнеров. Однако сегодня это не реально.
"Страны региона многое теряют без подобных проектов, которые однозначно перспективны. Однако учитывая существующие реалии, данное взаимодействие невозможно", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения эксперт по экономическим вопросам Гия Хухашвили.
По его мнению, возможна реализация локальных проектов, как на "армянском", так и на "азербайджанском" направлении. Грузия может участвовать в проектах с участием Ирана и Армении, Ирана и Азербайджана. С другой стороны, реализации этого проекта может помешать активная политика США в отношении Ирана, в частности, возможное усиление санкционного режима.
Научный сотрудник Центра региональных исследований Академии госуправления Армении Джонни Меликян разделяет позицию Хухашвили. В сложившихся реалиях Армения и Азербайджан могут стать частью не регионального проекта, связывающего Персидский залив с Черным морем, а участником параллельных проектов.
"Возможно создание двух коридоров: "Иран-Армения-Грузия-Черное море" и "Иран-Азербайджан-Грузия-Турция-Черное море". Не стоит забывать и о том, что сегодня идет строительство железной дороги, которая свяжет Баку с Тегераном", — сказал Меликян.
Это означает, что в случае пассивности Армении Иран, оценив все риски, взвесив все "за" и "против", может выбрать в качестве ключевого союзника Азербайджан — как коридор, связывающий Европу и Индийский океан.
У официального Баку неплохие возможности. Азербайджан имеет развитую железнодорожную инфраструктуру, которая более подходит для торговли в больших объемах, а кроме того, поддерживает тесные отношения с Турцией и Израилем. Это в свою очередь означает, что Иран будет стараться в определенной степени распространить свое влияние на Азербайджан. Ведь перед Тегераном стоит задача обезопасить себя со стороны Баку.
Иранист Вардан Восканян подчеркивает, что иранская сторона прекрасно понимает: Ереван, в отличие от Баку, — более надежный партнер. А это увеличивает шансы Армении как ключевого актора в реализации проекта строительства коридора Персидский залив- Черное море.
"Шансы стать локомотивом этого проекта возрастут, если мы своевременно завершим строительство международной транспортной магистрали Север-Юг. В этом случае путь, связывающий Персидский залив с Черным морем, будет проходить через Армению в обход Турции и Азербайджана", — сказал Восканян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения.
Строительство коридора Север-Юг имеет стратегическое значение для Армении и региона в целом. Он является важнейшим элементом реализации обсуждаемого проекта, ведь Север-Юг станет кратчайшим маршрутом от Персидского залива к Черному морю.
Армянская сторона в свою очередь должна активно работать над созданием свободной экономической зоны в Сюникской области, на границе с Ираном. СЭЗ будет способствовать углублению армяно-иранских отношений.
Заявление главы МИД Ирана еще раз подняло тему сотрудничества четырех стран региона. С этим предложением не раз выступали разные иранские политики во время встреч с армянскими коллегами. Его озвучил и президент Ирана Хасан Роухани в ходе официального визита в Армению в декабре прошлого года.
Стоит отметить, что иранцы не забывают армян при упоминании о разных региональных проектах. Путь от Европы до Индийского океана через Армению сулит Еревану не только экономическую прибыль. Он повысит вес Армении в регионе и на международной арене.