ЕРЕВАН, 24 апр — Sputnik, Ани Липаритян. Дочь знаменитого армянского архитектора Артура Тарханяна — Анаит Тарханян — рассказала о том, почему памятник в форме креста в 1965 году не был одобрен членами специальной конкурсной комиссии, рассматривающей различные варианты работ.
Тему Геноцида после Великой Отечественной войны, а также после смерти Иосифа Сталина армянская интеллигенция и простое население стали поднимать все чаще.
"К нашему счастью отношения СССР и Турции резко ухудшились, и это создало лазейку для Армении, позволяющей поднять данный вопрос и произнести слово "геноцид". А в 1965 году к тому же появилась возможность в полной мере говорить о том, что именно произошло 50 лет назад", — сказала в интервью Sputnik Армения Тарханян.
Обратного пути не было
Как отметила архитектор, на тот период не предполагалось, что поднятие темы Геноцида получит отклик не только в самой Армении, но и среди большой армянской диаспоры.
"Но шаг уже был сделан, и обратного пути не было. Чтобы как-то успокоить людей и смягчить создавшуюся ситуацию, Москва приняла решение, разрешив в Армении строительство памятника, посвященного жертвам Геноцида. Позднее объявили конкурс на проектирование соответствующего мемориала. Первый этап прошел очень бурно — скульпторы, архитекторы и другие люди представили сотни работ", — отметила Тарханян.
По ее словам, была создана комиссия, возглавляемая доктором и основоположником армянской архитектуры Вараздатом Арутюняном. Первый этап конкурса был очень сложным, ведь выбрать из такого количества достойных работ одну было непростой задачей.
![Сашур Калашян (слева) и Артур Тарханян (справа). Строительство Мемориала жертв Геноцида Армян Сашур Калашян (слева) и Артур Тарханян (справа). Строительство Мемориала жертв Геноцида Армян - Sputnik Армения](https://cdn.am.sputniknews.ru/img/710/40/7104077_0:0:1000:1333_600x0_80_0_0_e68c0a5cb1a69ada737e4ba5fec9d618.jpg)
Поэтому выбрали пять рабочих групп, которые должны были продолжить работу.
"Среди них оказалась работа моего отца — Артура Тарханяна и его коллеги — Сашура Калашяна. Задумка оказалась очень трагичной и смелой: мемориал представлял собой лежащий в земле крест, по которому можно было спуститься вниз, звучала музыка, кругом зеленая трава и каменный крест. Авторы идеи предлагали спускаться с длинной стороны креста на глубину 10 метров в темный туннель, чтобы подойти к Вечному огню", — сказала архитектор.
Тарханян добавила, что в конце можно было выйти с трех других сторон креста. Но крест в советские годы был неприемлем, и этот символ не могли принять…
Создание трагичного шедевра
Сашур Калашян и Артур Тарханян на тот момент были молодыми, но у них была слава специалистов, отличающихся модернистским подходом и современным видением архитектурных объемов и пространств, сказала дочь выдающегося архитектора.
Она отметила, что комиссия, которая принимала решение, была более консервативной — они видели будущий памятник в Таманяновском стиле.
После этого был назначен второй этап конкурса. Артур Тарханян и Сашур Калашян создали новый проект "Цицернакаберда". Согласно замыслу авторов, он должен был стать "мессой в память безвинно погибших и, в то же время, быть заветом для нас, выживших; он должен был быть понятен всем, вне зависимости от национальности и вероисповедания; и, наконец, должен был стать центром, где будут документироваться и публиковаться факты из истории геноцида армян".
44-метровая стела символизирует волю к возрождению армянского народа. Вдоль всей стелы от основания до вершины тянется глубокий вырез или разлом, разделяющий её на две части. Стела символизирует расколотый армянский народ, меньшая часть которого живет в Армении, а большая — в диаспоре.
![Вечный огонь Мемориала жертв геноцида армян Цицернакаберд Вечный огонь Мемориала жертв геноцида армян Цицернакаберд - Sputnik Армения](https://cdn.am.sputniknews.ru/img/41/27/412771_0:0:3076:2048_600x0_80_0_0_4f94e4d4618c2bae8bf614d326fdd002.jpg)
Рядом со стелой находится усеченный конус из двенадцати больших каменных плит, в центре которого горит вечный огонь. Одни считают, что плиты символизируют собой 12 провинций, в которых в основном происходила резня, другие связывают с количеством апостолов Христа. Однако, Сашур Калашян, один из архитекторов комплекса, объясняет, выбор числа 12 следующим образом: "в процессе проектирования мы пробовали комбинации из 4, 6, 8, 12 и 16. Перед нами стояла эстетическая задача и только".
"Надо отдать должное Вараздату Арутюняну, который настоял на том, чтобы Яков Заробян (первый секретарь ЦК Компартии Армении — ред.) еще раз посмотрел все работы и принял окончательное решение. Первым делом ему показали новый макет моего отца и его коллеги. Заробян и Арутюнян увидели в проекте символ объединения в будущем армянского народа. В дальнейшем было очень много разногласий между проектировщиками и руководителями политической власти, но, тем не менее, памятник был построен", — сказала архитектор.
Как поделилась Тарханян, все ее детство прошло на холме, где шло строительство будущего памятника, посвященного Мец Егерну (Великая резня, так называют армяне трагические события 1915 года — ред.).
"Помню, как папа почти каждые выходные брал меня за руку, мы шли на строительство этого памятника. Весь холм был в огромных булыжниках, базальтовых камнях, не было леса. Это была голая верхушка холма, где работали рабочие. Папа шел разбираться с проектом, чертежами. Меня оставляли одну, и я собирала подснежники между камней. Это было для меня очень счастливое время", — поделилась Тарханян.
Она рассказала, что в то время отец ничего не говорил ей о Геноциде армян.
"Отец не хотел травмировать меня в 6-7 лет, он рассказывал, что строит памятник, посвященный истории народа. Мы не говорили, что идем к памятнику Егерна, мы говорили, что идем в Цицернакаберд", — отметила собеседник Sputnik Армения.
Артур Тарханян, по ее словам, среди множества своих работ, Цицернакаберд выделял особенно, ведь это был архитектурным объектом и прорывом на тот момент.
Ласточкино гнездо, как отметила Тарханян, стало тем памятником, который послужил примером для строительства в дальнейшем очень многих трагичных памятников в мире, в том числе, мемориал, посвященный Холокосту.