В августе 2011 года я вместе с группой российских армян совершил восхождение на вершину горы Арарат. На подъеме мы рассказывали друг другу о себе. Всех объединяла мечта детства — подняться на Арарат. Именно подняться, но не покорить! Священная библейская гора в отличие от остального человечества для армян имеет особенное значение. Это национальный символ.
В ту поездку я сделал для себя окончательный вывод: у армян нет и не должно быть Западной и Восточной Армении, потому что есть одно целое — Родина. В подсознании Родину разделить невозможно, даже если ее большая часть отошла Турции, и там физически не осталось армян…
В штурмовом лагере на высоте 4 200 метров ко мне после ужина подошел Вардан Варажян из Нижнего Новгорода. Он совершал восхождение вместе с 15-летним сыном — Тиграном. В Армении Вардан был ученым. Работал в институте имени Мергеляна, но житейские обстоятельства нелегких 90-х годов вынудили его вместе с семьей обосноваться в России и сменить науку на занятие строительством и ремонтом жилья. Он был единственный среди нас, кто не имел российского паспорта и показывал нам синий, армянский, гордо подчеркивая, что он продолжает оставаться гражданином Армении и когда-нибудь непременно навсегда вернется домой.
— Ты образованный человек, хочу с тобой посоветоваться, — с серьезным лицом произнес он.
— Давай.
— Мы тут решили, что Тигран напишет письмо Эрдогану. Оригинал закопаем на вершине, а копию пошлем ему по почте на обратном пути. Что скажешь?
— А смысл в чем?
— В патриотическом воспитании. Мы об этом расскажем журналистам. Пусть это послужит примером для армянских детей. Тигран родился в России, сам армянин и, оказавшись на Арарате, призывает справедливо признать геноцид.
— Не знаю, как-то странно получается. Ты же сам меня сегодня утром на марше просил рассказать ему про Ехерн (резня на армянском)? Значит, он еще многого не знает и не созрел для такой акции…
— Не важно. Главное, что мы на Арарате и должны что-то сделать. Помню в детстве один наш односельчанин сказал: завтра на горе разожжем костер, приносите покрышки. Мы из села Ором Ширакской области. Кто из детей в те советские годы знал про геноцид армян, учиненный турками в 1915 году, про 24-е апреля? Мы потащили покрышки на вершину и там он разжег большой костер именно вечером того дня. Я навсегда запомнил это.
Он указал в сторону Турции и сказал: нас там нет, но пусть они знают, что мы есть!