Лаура Саркисян, Sputnik.
Ежегодно в преддверии очередной годовщины Геноцида армян в Османской империи армянские политические и гражданские организации Грузии обращаются к властям страны для рассмотрения вопроса признания совершенного против армянского народа преступления. С одной стороны, из года в год практика показывает тщетность действий армянских организаций в этом вопросе. С другой стороны, не поднимать его невозможно.
Ложкой дегтя в армяно-грузинских добрососедских и братских отношениях являются стратегические партнеры Грузии — Турция и Азербайджан. Баку, Тбилиси, Анкара тесно сотрудничают по разным направлениям и в разных сферах — от политической до военно-экономической.
Так, Азербайджан для Грузии — основной поставщик природного газа. Более того, азербайджанцы составляют самую крупную общину в этой стране. В свою очередь Турция не только самый крупный торгово-экономический партнер Грузии, но и страна-член НАТО. Последнее является ключевым фактором для Грузии, которая уже несколько лет активно стремится стать членом Североатлантического альянса. Необходимо отметить и факт формирующегося "Тройственного союза" с участием Грузии, Турции и Азербайджана. В нем Тбилиси — связующее звено между Анкарой и Баку.
Научный сотрудник Центра региональных исследований Академии госуправления Армении Джонни Меликян считает — на факт признания Геноцида армян Грузией влияют грузино-турецкие отношения.
"Зависимость Грузии от Анкары и его младшего партнера Баку сильна в разных сферах — политической, экономической и военной. Это делает практически невозможным продвижение Армянского вопроса в Грузии со стороны общинных организаций и структур", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Меликян.
Он полагает, что Грузия не признает факт уничтожения армян в Османской империи до тех пор, пока не изменится региональная ситуация и роль Армении в ней.
В последнее время власти Грузии дабы избежать трений с Анкарой и Баку пытаются воспрепятствовать проведению в День памяти жертв Геноцида армян — 24 апреля — организованной Общиной армян Грузии акции протеста перед посольством Турции. В этом году мэрия города Тбилиси сделала беспрецедентное заявление, назвав акцию перед турецким посольством нежелательной. Аргументом было то, что это создает проблемы для движения транспорта, создавая в городе пробки. Однако грузинские армяне все-таки собрались у посольства Турции.
Меликян считает, что в вопросе признания Геноцида армян нужно выделить несколько игроков — проводников данной идеи: армянская община Грузии, Армения и армяне мира.
Вопросу признания Грузией Геноцида армян может помочь не только активная деятельность общинных организаций и поддержка официального Еревана, но и лоббирование Армянского вопроса в Западных странах, в частности США.
"Решение Армянского вопроса возможно при скоординированной работе всех трех факторов и благоприятной региональной конъюнктуре. Львиная доля работы все-таки лежит на армянских общинных организациях Грузии", — считает Меликян.
Еще одним сдерживающим фактором признания Геноцида является и то, что в Грузии на сегодняшний день есть проблема информированности населения в вопросе событий 1915 года в Османской Империи, что немаловажно для реализации политики по признанию.
Геноцид армян 1915 года является первым геноцидом ХХ века. Турция традиционно отвергает обвинения в массовом истреблении около полутора миллиона армян в годы Первой мировой войны и крайне болезненно реагирует на критику со стороны Запада по вопросу армянского Геноцида.
Факт Геноцида армян признан многими странами, в частности, Уругваем, Россией, Францией, Литвой, нижней палатой парламента Италии, большинством штатов США, а также парламентами Люксембурга, Австрии, Чили, Греции, Кипра, Аргентины, Бельгии, Уэльса, Национальным Советом Швейцарии, Палатой общин парламента Канады и сеймом Польши.