Лев Рыжков, Sputnik Армения
Геноцид армян открыл 102 года назад врата Ада. Именно тогда на благословенную землю, приютившую Ноев ковчег, пришло зло, подобного которому никто никогда не видел. И уже следом явились другие кошмары, сделавшие XX век непревзойденным по жестокости.
Любовь во время чумы
Начну с главного. Передана ли атмосфера трагедии? Ответ: безусловно. Притом, сделано это со всей деликатностью, очень корректно. Сразу скажу, что детального показа зверств — нет. Что, безусловно, к лучшему.
Есть другое. Убийства, погромы — все это идет фоном. А на переднем плане разворачивается история главных героев. И знаете — фоном это гораздо страшнее. Просто смотришь и не понимаешь, как люди могли выживать, играть свадьбы, любить друг друга, когда происходило подобное? Это пострашнее всех фильмов ужасов будет.
Про слезы. Обязательно запаситесь платками перед просмотром. Слезы непременно будут. Автор этих строк долго крепился, но когда главный герой нашел в куче мертвых тел свою беременную жену, не выдержал. Тоже разрыдался, чего тут скрывать.
Армения в Испании
Помимо деликатности поразила аутентичность. То есть соответствие духу времени и места. Выражается это соответствие во многом. Например, в костюмах, в предметах утвари, в обстановке домов, даже в форме очков. А чего стоит помесь автомобиля с дрезиной из самого начала фильма? Видно кропотливую, с любовью проделанную работу людей, которых в российских театрах называют бутафорами.
Отдельного доброго слова заслуживают пейзажи. Во-первых, удивительной красоты. А во-вторых — удивительной подлинности. Вот вполне себе сирийская пустыня с чахлыми кустами, вот березовая роща в горах, а вот анатолийские холмы, как вылитые, у моря. Неужели снимали в местах событий? И Турция пустила? Все-таки нет. Снимали в Испании. Равно как и армян большей частью играли испанцы. И выясняется, что очень похожи внешне два народа. Во всяком случае, впечатление подлинности есть.
Скажу и о музыке. Очень легко было испортить атмосферу фильма каким-нибудь современным слезливым шлягером. По счастью, создатели "Обещания" избежали этого соблазна. Музыки много, и она — армянская, старинная, записанная великим отцом Комитасом. К слову, он в фильме тоже есть, в двух-трех эпизодах. Не знаю, кто его играл, но поет этот артист невероятно красиво. И по-армянски.
Интернационал актеров
Об актерах. Главная звездафильма — Кристиан Бэйл. Это британский актер (уэльский, если точнее). В свое время он гениально сыграл одиозного фокусника в фильме "Престиж". Ну, а в "Обещании" Бэйл выступает в роли репортера американского агентства "Ассошиэйтед Пресс" Криса Майерса. Это суровый бородатый дядька, с атрофированным страхом и высоким пониманием профессионального долга.
В фильме герой Бэйла произносит фразу, которая лично мне очень запомнилась. "Если бы не репортеры, армянский народ не выжил бы!" — примерно так он говорит. И, как выяснилось, значительная доля правды, в этом есть.
"Правда ли это?", — спросил я у историка Армена Гаспаряна. И Армен Сумбатович подтвердил, что в 1915 году США еще не участвовали в войне. И американские журналисты в местах геноцида действительно работали. Четверо или пятеро. И, пожалуй, да — именно они, по сути, на свой страх и риск передавали репортажи о геноциде. Не боялись это делать, несмотря на беспрецедентное давление турецких властей. И спасали людей.
Есть еще актер Оскар Айзек. Достаточно известный актер. Сейчас снимаетсяв новом эпизоде "Звездных войн". А в "Обещании" играет молодого армянина — студента-медика. Скажу вам, что попадание в образ — практически стопроцентное. Хотя сам Айзек — гватемалец.
Актриса из Канады Шарлотта Ле Бон играет армянскую девушку. И, знаете, тоже похожа. И играет прекрасно, и красивая. Есть и актриса из Еревана — Анжела Сарафян, создавшая прекрасный образ. Есть и великий француз, знаменитейший "Леон-киллер" Жан Рено в небольшой, но яркой роли.
Режиссер Терри Джордж, родом из Северной Ирландии. Это совсем не молодой человек, юность которого, со всей очевидностью пришлась на пик противостояния жителей Ольстера с британской колониальной машиной. Так что, стоит предполагать, что тема большой империи и гонимого народа не могла не волновать Терри Джорджа еще с молодости.
Не уничтожить
Фильмы, посвященные геноциду, всегда смотреть страшно и больно. Достаточно вспомнить, например, "Иди и смотри" Элема Климова. Или недавний польский фильм "Волынь" Войчеха Смажовски. По сравнению с ними "Обещание" — очень мягкий фильм.
Да, создатели заставляют зрителя рыдать, но в фильме нет ненависти. Как ни парадоксально звучит, но "Обещание" — это инъекция добра. Как-то светлеет на душе после катарсиса.
И очень значимо звучит в финале цитата великого американо-армянского писателя Уильяма Сарояна, что Армения — это маленький народ, который невозможно уничтожить. Где встретятся два армянина, там и возрождается армянский народ.