ЕРЕВАН, 8 мая — Sputnik. Когда разрушили строительные леса и силуэт памятника "Мы и наши горы" начал постепенно вырисовываться среди столбов пыли… Эту историю скульптор Саркис Багдасарян часто с восхищением рассказывал сыну Ашоту. Сегодня этот замечательный памятник, не оставляющий равнодушным никого — ни туристов, ни привыкших к нему местных жителей, стал символом Карабаха.
"Наша молодежь очень ценит его. Даже сложилась традиция — жених и невеста обязательно в день свадьбы должны сделать снимок на фоне памятника", — рассказал сын автора скульптуры Ашот Багдасарян.
По его словам, еще давно у отца была композиция из двух голов, которые располагались на разных уровнях — одна была повыше, другая — пониже. Идея пришла ему в голову после посещении собора Парижской Богоматери.
"У него возникла идея запечатлеть Квазимодо и Эсмеральду (герои романа "Собор Парижской Богоматери" Виктора Гюго — ред). Если всмотреться в композицию, то там голова Квазимодо и часть лица Эсмеральды — до кончика носа. То есть сочетание двух голов — было готовой композицией, не имеющей никакого отношения к Карабаху. Потом уже он создал эскиз из глины, который напоминает гору Арарат", — рассказал Ашот Багдасарян.
Спустя 4 года, в 1965 году скульптор Саркис Багдасарян принял участие в международной выставке в Италии, представив композицию "Мы и наши горы", выдержанную в более камерном стиле. Сегодня она хранится в Национальной галерее Армении. В 1967 году маленький памятник из бронзы превратился в замечательную скульптуру под названием "Мы и наши горы". Ее установили, несмотря на серьезные попытки Азербайджана помешать этому.
"В Азербайджане не понимали, что означает "Мы и наши горы". Я всегда говорил, интерпретируйте, как хотите", — рассказал Ашот Багдасарян.
Ашот был еще совсем маленьким, когда отец создал эту скульптуру, но ему довелось услышать множество историй, связанных с ее созданием. Мощь и значимость памятника многократно увеличиваются в глазах Ашота Багдасаряна, когда он видит, с каким трепетом и уважением к детищу его отца относятся окружающие, когда вспоминает все те истории, что рассказывали близкие. Зрительному обману в данном случае способствует как профессионализм его отца, так и духовная значимость монумента.