Фонд армянской помощи, осознавая важную роль семьи в вопросе развития и формирования ребенка, в 1999 году основал Детский центр. В нем работают педагоги, психологи и социальные работники, прошедшие специальную переподготовку. Исполнительный директор Фонда армянской помощи Мира Антонян рассказала Sputnik Армения, что до 2005 года они работали с детьми-попрошайками и их родителями, принуждающими детей этим заниматься. Сейчас, в центре внимания специалистов в основном дети, подвергшиеся домашнему насилию. Беседовала Сара Галстян.
— Госпожа Антонян, в нашей стране дети лишаются семей больше из-за социальных условий, насилия или по другим причинам? Какова статистика?
— Если я скажу, что в основе всего лежит бедность, то это будет все и ничего одновременно. Потому что в Армении есть множество бедных семей, которые любят и заботятся о своих детях. Есть множество вопросов личного характера: неблагополучная семья, родители, уехавшие на заработки, которые забыли, что оставили здесь семью и так далее.
— Часто можно столкнуться с такой ситуацией, когда супруги не ладят, семьи как таковой уже нет, но они не разводятся и продолжают оставаться вместе ради детей. Что оказывает более серьезное влияние на психику ребенка: развод родителей или жизнь в семье, где постоянные раздоры?
— На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Иногда не любящие друг друга супруги могут сохранять при детях уважительное отношение. Может так быть, что друг к другу они уже не питают нежных чувств, зато к детям оба относятся с трепетом.
Дети также страдают от занятости родителей. Кстати, наши детские сады и школы работают в обычном режиме, а многие родители работают до 7-8-ми и даже дольше. Что в таком случае делать ребенку?
У рынка труда новые требования, но структуры поддержки семьи работают в ограниченном режиме. Платежеспособные родители, которые составляют небольшую долю, могут нанять няню, а у неплатежеспособных родителей возникает проблема. Смотрите, как государство помогает родителям. Общественные службы не приспособлены для людей со скромной зарплатой и долгим рабочим днем.
— После того, как вы находите для детей семьи, также следите за установлением контакта между ребенком и семьей. Как меняется внутренний мир ребенка после обретения семьи?
— То, что семья очень важна в жизни ребенка, даже не обсуждается. Когда ребенок оказывается на улице, он либо становится агрессивным, либо полностью замыкается в себе. Травма у ребенка, брошенного в раннем возрасте, намного глубже.
Семья — лучшее место для развития ребенка, и если не получается жить в родной семье, то мы пытаемся найти ребенку достойные семьи, где они могут получить семейное тепло и заботу. В 2005 году мы внедрили эту модель вместе с детским фондом ООН и министерством социального обеспечения. Мы нашли 30-ть очень хороших семей, большинство из которых — сельские граждане. Они знают, какую ценность представляет собой ребенок и бережно к нему относятся.
На наше объявление отреагировали более 300 семей, выразив готовность взять под свою крышу приемного ребенка. Мы часто встречаемся с такими семьями, они рассказывают о своих ощущениях после того, как ребенок впервые вошел в их дом, как произнес "мама" или "папа". Это чудесные, простые люди, которые одаривают детей, лишенных семейного тепла, большой любовью. Ребенок, растущий в семье опекуна, очень сильно отличается от ребенка, растущего в детдоме. Дети, которые растут в приемных семьях, более полноценные, у них есть жажда жизни.
До сегодняшнего дня Фонд армянской помощи устроил 30 детей в приемные семьи, потом государство продолжило этот процесс, доведя количество этих детей до 65-ти. Государство выделяет в месяц 130 тысяч драмов за одного ребенка.