Арменуи Мхоян, Sputnik
Мастер Эдик признается: раньше и не представлял, что мушурба завоюет такую популярность и станет своеобразным символом Гюмри, гордостью гюмрийцев, которую туристы будут увозить с собой в качестве сувенира. А несколько лет назад в историческом центре города мушурбе был даже установлен памятник.
Изготовление этого своеобразного кувшина — дело непростое.
"Надо целыми днями стучать по меди, чтобы добиться необходимой формы. При изготовлении мушурбы приходится изрядно попотеть. А чтобы при использовании чаша издавала характерное бульканье, нужно прибегать к хитростям", — говорит мастер Эдик и показывает уловку, которую, кстати, придумал его отец.
И именно из-за этой выдумки и звукового эффекта гюмрийцы называют мушурбу "клклан" (арм. — "булькающий").
"Раньше, в 20-30-ых годах прошлого столетия, чаша таких звуков "не издавала". Это придумал мой отец. В 1960 году он вышел на пенсию и начал заниматься ремеслом, унаследованным от отца. Он делал мушурбу и дарил ее знакомым", — рассказывает мастер Эдик.
Предки Эдика Жамкочяна по отцовской линии приехали в Александрополь (ныне Гюмри) из Эрзрума в 1895-1896 годах, после первых погромов армянского населения в Турции.
Родственники по материнской линии переехали сюда их Карса. Отец Эдика родился уже в Александрополе.
"Я считаю себя чистокровным гюмрийцем, — с гордостью отмечает мастер Эдик. — Дед мой был медником, отец был учеником деда. Через 1-2 года после переезда в Александрополь его дело начинает процветать: у него даже был магазин и свои ученики. Поначалу мне это не очень нравилось, я работал на заводе по производству холодильников. Был молод, но сейчас все иначе. Уже 42 года, как это дело стало образом жизни", — говорит мастер, изготовляющий мушурбу.
Он делал мушурбу для многих известных людей. Первый серебряный кувшин он изготовил для католикоса Вазгена.
"Это была прекрасная работа. Серебряная мушурба — дорогое удовольствие, поэтому она уникальна. В основном кувшин отливают из латуни. Я делал мушурбу и для главы Аджарии, но уже из золота. Эта мушурба весила 400 грамм. Я очень осторожно и аккуратно отливал ее, потому что недостача даже в 10 грамм была бы ощутимой".
Мушурба пришла в Гюмри из Западной Армении, однако, в отличие от турецкого аналога, который используют в купальнях, наша, по словам мастера, служит сосудом для хранения воды, сохраняющим ее свежесть и прохладу длительное время.
По стопам мастера Эдика пошел и его сын, который с городостью продолжает ремесло отца. У мастера есть внук, а значит, есть надежда, что дело медника деда Милитоса в Гюмри будет продолжено.