Первая личная встреча украинского президента Петра Порошенко с американским коллегой Дональдом Трампом состоялась за несколько недель до июльского саммита G20 в Гамбурге.
Какие сигналы должны извлечь Литва из встречи Трамп-Порошенко, если помнить о том, что официальный Вильнюс позиционирует себя, как адвокат Киева, и как проводник Киева на пути евроинтеграции и трансатлантическом пути? На этот вопрос ответил ведущий радио Sputnik Армен Гаспарян.
"Сигналов, на мой взгляд, несколько. Первое – в Белом доме, как не было, так и до сих пор нет представителя, который занимается непосредственно постсоветским пространством. Неоднократно говорили о том, что это будет – вице-президент Майк Пенс, но едва ли, потому что в сферу нынешних внешнеполитических приоритетов США если и входят вопросы стран постсоветского пространства, то они находятся даже не на 29-м месте по актуальности", — сказал Гаспарян.
Второе, по словам эксперта, это шесть минут позора Порошенко во время встречи с Трампом.
"Почему? Потому что, история, когда "мы шагаем в любом случае за США абсолютно бездумно, не желая подумать о национальных приоритетах", благополучно закончилась. И в данном случае лишь думали о финансировании Америки. Трамп последовательно перекрывает финансирование даже своим главным европейским союзникам. Это, прежде всего, Франция и Германия, поэтому сейчас там происходит некое "возбуждение". Ведь парижский договор расценивался, как одно из самых главных достижений эпохи Олланда", — добавил ведущий.
По словам Гаспаряна, все закончилось, потому что денег нет. С этой точки зрения Литва должна подумать, насколько ее роль, к которой она тяготеет и хочет выполнять, будет востребована. Понятно, о какой роли идет речь – стать вместе с Латвией и Эстонией форпостом откровенной русофобской политики.
"Беда здесь состоит для Литвы в том, что в этом направлении также работает и Польша. У меня большие сомнения, что польские политические элиты позволят просто так взять и лишить себя главного лакомого куска этого "политического пирога". Все-таки, с точки зрения практической русофобии опыт Польши побогаче, и, извините, успешнее. Конечно, президент Литвы Грибаускайте делает различные заявления, однако, с тем, что творят поляки, это, мягко говоря, несравнимо", — отметил политолог.
Третье, как отметил Гаспарян, украинские события начинаются именно с Вильнюсского протокола, и для Литвы это был шанс – повысить ставки в этой большой и сложной игре.
"Конечно, вспышки русофобии не способствуют усилению братского чувства. Но, мы же все прекрасно понимаем, что это все политика, что рядовой житель Литвы или Латвии, наоборот, благодушно настроено, скорее всего, они сожалеют о том, что туристический кластер уменьшился", — отметил он.
Эксперт считает, что, несмотря на огромное количество персон нон-грата граждан РФ, Москва хотела бы видеть процветающими прибалтийские страны.