Уже более двух лет Армения является членом ЕАЭС. Согласно прогнозам и анализу различных экспертов и высокопоставленных чиновников, вступление в Союз будет способствовать экономическому росту нашей страны. Замминистра экономического развития и инвестиций Ованнес Азизян приводит в доказательство цифры и факты. Беседовала Гоар Саргсян.
— Еще в 2015 году член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Татьяна Валовая заявила, что с 2016 года экономика в Армении почувствует преимущества ЕАЭС. Есть уже результаты или нет? Давайте будем оперировать цифрами.
— Самое главное для нас — экспорт. По факту, да, наша экономика почувствовала преимущества ЕАЭС. В 2016 году наш экспорт в страны ЕАЭС вырос на 65%. Тенденция продолжается и в 2017 году. По данным за первый триместр, у нас наблюдается рост экспорта на 38%. Важно сохранять последовательность на этом пути, и тогда мы привлечем в Армению инвестиции из стран ЕАЭС. Действуют различные программы, и мы надеемся зафиксировать в этом году положительные результаты по части роста инвестиций. Цифры говорят сами за себя: участие в интеграционном объединении и выход на 180-миллионный рынок действительно стали важнейшими для нас шагами. Представители местного бизнеса совместно со своими зарубежными коллегами могут разрабатывать совместные инвестиционные программы, нацеленные на большой, объемный рынок.
— Господин Азизян, одно дело – насколько большой рынок открывается перед нами, другое – наш потенциал. Способны ли мы интегрироваться?
— Потенциал во многом завязан на рынке сбыта. Когда иностранный или местный инвестор видит, что у него есть рынок сбыта, то он охотнее вкладывает в развитие производства, рак как видит перспективы роста. Показатели внешней торговли свидетельствуют о том, что наш бизнес — также при помощи государства – сумел сделать рывок в сторону рынка. Это не означает, что рост нашего экспорта обеспечивает лишь рынок ЕАЭС. Конечно, показатели роста там довольно высокие, однако подъем наблюдается и в других странах. Очевидно, что выход на рынок ЕАЭС, наращивание объемов производства, максимальное использование потенциала предприятий приводят к сокращению расходов инвесторов, и, как результат, их продукция становится конкурентоспособной на внешних рынках. На евразийском рынке с нашей продукцией и ее качеством знакомы, так что необходимость в широкомасштабных рекламных и маркетинговых мероприятиях отпадает.
— Вы на самом деле считаете, что в маркетинговых мероприятиях нет нужды? Ведь некоторые армянские товары уступают по качеству аналогичной продукции из соседних стран.