Лилит Арутюнян, Sputnik.
Выдержки из газет и журналов, необычные фотоэтюды, постеры с социальным подтекстом, интересная серия объектов, которые сам художник назвал "Не красные флаги", а также винтажный стул, скалка для теста… Такой разнообразной и неоднозначной открывается перед посетителями выставка Арчи Галенца – художника, искусствоведа, куратора.
Арчи – внук двух выдающихся деятелей искусства: живописца Арутюна Галенца – с отцовской стороны, и скульптора Николая Никогосяна – с материнской.
Художественный опыт искусствоведа богат и разнообразен, а еще, так сказать, интернационален. Родился и вырос он в Москве, учился в Ереване, а продолжил учебу и творческую деятельность в Берлине. Именно здесь он основал и уже около десяти лет руководит арт-пространством InteriorDAsein, которое дает возможность молодым и талантливым художникам выставлять свои работы. Кроме того, на этом арт-пространстве Галенц представляет в Европе современное армянское искусство.
Ассоциация для репрезентации искусства
Экспозиция "Временная шкала. Избегая катастрофы" — далеко не первая персональная выставка Галенца в Ереване. Сам художник отмечает, что она организована не просто так, а с определенной целью.
"В 2008 году я основал арт-пространство. Это не коммерческая галерея, не музей, а именно пространство художника, где состоялось большое количество различных экспозиций… Эта выставка представляет десятилетний опыт работы, и как бы апеллирует к местному художественному сообществу для создания независимой ассоциации", — рассказывает искусствовед.
Запуск ассоциации под рабочим названием "Henaket" планируется осенью. Это будет единая культурная площадку для деятелей искусства Армении и диаспоры, цель которой — долгосрочные исследования и поддержка репрезентации армянского визуального искусства.
"Проблема состоит в создании элементарного поля для коммуникации, в котором сегодня есть необходимость. Организация возьмет на себя ответственность представлять армянское визуальное искусство за рубежом, тем более что за десять лет существования этого пространства у меня наладились очень хорошие связи с прессой, и выставки, которые там проводятся, освещаются в Бостоне, Праге, Берлине…", — отмечает художник.
Художественная репрезентация, как часть дипломатии
По мнению Галенца, современное искусство – это важный инструмент познания, а также консолидации общества.
"Но есть еще одна сторона: искусство – это часть дипломатии. В этом я убедился именно в Германии. Эта страна очень активно использует искусство, как одно из направлений дипломатии. Министерство иностранных дел Германии финансирует и курирует все отечественные культурные проекты, которые реализуются за пределами страны", — рассказывает художник.
Галенц считает, что Армении тоже необходимо проводить грамотную культурную политику и иметь определенную стратегию представления своего искусства за рубежом.
"На международных площадках, в том числе и на престижном Венецианском биеннале, наша страна всегда бывает представлена какими-то разрозненными инициативами. Инициативы эти, по идее призванные сразу всех удивить, не дают, однако, повода для анализа, не составляются серьезные каталоги", — отмечает он.
Искусствовед говорит, что долгое время пытался наладить связи с министерством культуры Армении и посольством Армении в Германии, но безрезультатно. Сейчас же он намерен сначала вызвать общественный интерес к этой инициативе, чтобы государство обратило на нее внимание.
"Пока налаживаешь связи с одним послом – он меняется. По своему опыту я понимаю, что пока не будет общественного интереса, государство не возьмется за ту или иную инициативу", — подчеркивает Галенц.
Немного интригующее название выставки неслучайно: на экспозиции почти полностью представлена переписка искусствоведа с Минкультом, начиная с 2010 года, которая показывает очевидные изъяны культурной политики нашей республики.