Гоар Саргсян, Sputnik.
Sputnik Армения представляет таланты Фрунзика в совершенно ином ракурсе, используя малоизвестные факты его биографии.
Немногие знают, что наш коллега, режиссер-документалист Ашот Геворкян снимался в фильме «Танго нашего детства». Он играл там Альберта Мкртчяна. В беседе с нами он сказал, что у гениального актера были способности психолога.
"В первую ночь сьемок мы с ним беседовали. Сейчас уже не помню, что конкретно он говорил, но это стало для меня судьбоносным. На следующее утро снимали сцены, когда Мгера Мушеговича уводят в тюрьму, мы с друзьями курим, и наши взгляды встречаются. Это была сложная массовая сцена, но она удалась со второго дубля. Все воскликнули: "Какой одаренный юноша!" Я вернулся в гостиницу, прилег и понял, какое чудо совершил этот человек. Во время ночной беседы он подготовил меня к этой сцене, а я даже не почувствовал этого", — рассказал Ашот Геворкян.
Он был грустным человеком, трагичным и мудрым. Такого мнения придерживается наш собеседник, вспоминая о Мкртчяне. После съемок Ашот Геворгян и Мгер Мкртчян подружились, делили трапезу. Геворкян рассказал о том, какие привычки были у гениального актера, что он любил и чего не любил.
"Очень любил ниточный сыр (сыр, который можно легко разделить на тонкие полоски). Переживший военные годы, он хорошо знал цену хлебу. Если ломоть падал на пол, поднимал и говорил, что хлеб надо уважать, чтобы и он нас уважал. С куска черного хлеба и сыра начинались философские разговоры, разговоры об искусстве… Он был очень интересным собеседником, мастером рассказывать всевозможные истории", — вспоминает Ашот Геворкян.
Фрунзик запомнился Геворкяну как монументальный, общечеловеческий персонаж.
"Он будто был дежурным нашей планеты: смотрел сверху, что происходит. А его юмор заставлял задуматься. В нем было много детства. Это выражалось в его манере объяснять, он объяснял так просто, что все понимали. Я уже не говорю о честности и искренности. И что самое главное — он смотрел на мир с детской наивностью", — рассказал наш собеседник.
Взрослый человек, и в то же время маленький ребенок — так характеризует Мгера Мкртчяна его племянник Эдгар Бадалян.
"Когда он возвращался с гастролей, обязательно привозил с собой какую-нибудь игрушку. Однажды он привез из-за рубежа игрушечного голубя, который мог летать. Мы вместе выпускали этого голубя из окна, тот делал круг и возвращался», — с улыбкой вспоминает Бадалян.
Каждый год в день рождения Мгера Мкртчяна он приходит в пантеон имени Комитаса, курит ладан, возлагает цветы к могиле артиста. Во время беседы с нами он поведал еще одну тайну — всякий раз он говорит с Фрунзиком. Эдгар уверен, что тот сверху следит за каждым его шагом.
Мгер Мкртчян вошел в сердце каждого из нас. Его слава вышла далеко за пределы Армении. Те, кто знали Фрунзика или смотрели его фильмы, влюблялись в него самозабвенно.
Никто не предполагал, что Мгер Мкртчян станет известным актером. В детстве он стеснялся своего большого носа, но с возрастом стал относиться к нему с юмором. Как-то он сказал: "Меня больше волновал вопрос не о том, почему у меня такой большой нос, а почему у других носы такие маленькие".
Свой актерский путь Фрунзе начал с посещения театрального кружка втайне от родителей. Отец не мог смириться с мыслью, что его сын может стать актером. Но стоило ему только раз увидеть его игру, как он сказал коротко и ясно: "Ты очень хорошо сыграл, убедительно".
В театральном институте будущего актера приняли с распростертыми объятиями. И несмотря на блестящий творческий путь, Фрунзика называли самым грустным комедийным актером.
О таланте Мгера Мкртчяна рассказывает документальный фильм режиссера Айка Ордяна "Жизнь в киноленте".