Как, впрочем, и голубь, проглотивший зернышко, на котором по заказу Лувра Казарян нарисовал копию картины "Девятый вал", но имел неосторожность выставить зерно на балкон сушиться… Заказ, между прочим, стоил миллион долларов и три месяца упорного труда.
В этом смысле Сталину, Хрущеву, Хо Ши Мину, Хонеккеру, Рокфеллеру, королеве Англии Елизавете и некоторым другим повезло больше — подарки до них дошли в целости и сохранности.
Любопытна подарочная история с главой Индии тех времен Джавахарлалом Неру, пославшим Никите Хрущеву в дар швейную иголку с выгравированными на ней семью слонами. Лидер бывшего СССР был тронут, но одновременно впал в недоумение.
— Как так, — осерчал Никита Сергеевич, — да, Индия страна слонов, но мы же тоже не лыком шиты, где мастера из рассказа Лескова "Левша"? Неужто перевелись?
Для тех, кто не читал, в двух словах, почему "Левша". В рассказе о том, как англичане выковали из стали блоху, а тульские кузнецы ее подковали и назад отослали. Дескать, знай наших!
Вскоре из Еревана в Дели ушла посылка: на волоске длиной всего в сантиметр Казарян уместил… триста слонов. А еще миниатюра была снабжена надписью: "Да здравствует советско-индийская дружба!".
…Автор имел удовольствие встречаться с Эдуардом Казаряном и узнавать о делах его рук из первых уст. Коротко о нем. По образованию музыкант, играл на инструменте с пышным названием виола-помпоза. Работал концертмейстером в Ереванской филармонии. Рисовал замечательные дружеские шаржи на известных людей из числа своих знакомых, и вдруг в голове что-то щелкнуло: ни с того, ни с сего смастерил крошечную, в несколько сантиметров скрипочку, на которой можно было играть одним пальцем. Оттуда и пошло.
Первые микроминиатюрные композиции мастера были выставлены в 1947 году в Национальном музее Еревана еще в 1947 году, а всего на его счету больше тысячи работ. О Казаряне писали многие газеты мира, вот отрывок из репортажа, опубликованного в газете "Труд":
"Вот стеклянная трубка на крошечном, с медный пятак, «постаменте». Не пустая. Но что там внутри, разглядеть можно только в специальный микроскоп: игольное ушко, а в центре его — один за другим десятка полтора верблюдов. Тут же и погонщик, восседающий на двугорбом. Нажимаю на специальную кнопочку, вмонтированную в миниатюру, и караван начинает… двигаться!
Рядом такая же стеклянная трубочка, только в форме бутылочки. А внутри ее, на волоске — Чарли Чаплин собственной персоной, весело играющий тростью. Есть еще Дэвид Копперфильд, упражняющийся на турнике, Гулливер в окружении толпы лилипутов.
Над "Гулливером" Казарян работал около полутора лет, дольше, чем над большинством других своих миниатюр. Шутка ли выточить на маковом зернышке столько фигур!.. Знаменитый герой Свифта был передан в дар английской королеве и привел ее в восхищение.
Как он творил свои чудеса?
— Иной раз удивляюсь сам,- часто отвечал мастер. — Сажусь за стол, одеваю на рот повязку, чтоб не смахнуть дыханием строительный материал: зернышко, волос, золотую пылинку и начинаю работать."
Гений микроминиатюр показывал автору работы, которые можно было рассмотреть только под микроскопом с пятидесятитысячным увеличением. Понятно, что многие композиции занесены в Книгу рекордов Гиннеса, американцы, увидевшие творения его рук в Лос-Анджелесе, назвали их восьмым чудом света. И это тоже не кажется преувеличением.
Знаменитый офтальмолог Святослав Федоров как-то попросил его помочь, и Казарян создал особый хрусталик, тончайшие микроиглы для сшивания глаза, но работать в хирургическом центре на постоянной основе отказался — однообразная работа была ему не по душе.
Официальная оценка таланта: заслуженный деятель искусств Армянской ССР. Материальная оценка труда: до неприличия низкая. Признан создателем микроскопических инструментов, движущихся фигур и картин, не имеющих аналогов в мире.
Скончался в 2012 году в возрасте восьмидесяти трех лет.