ЕРЕВАН, 6 авг — Sputnik, Ани Липаритян. Музей железнной дороги Армении был открыт на станции "Ереван" 31 июля 2009 года. Здесь собрана большая экспозиция, посвященная истории железных дорог Армении, которая берет начало с мая 1895 года.
Именно тогда решением царского правительства началось строительство железной дороги, соединяющей Тбилиси и Александрополь (ныне Гюмри). Строительные работы начались в 1886 году, а зимой 1899-го в Александрополь прибыл первый поезд. После этого была проложена дорога от Александрополя до Ереван. Ее сдали в эксплуатацию в 1902 году.
67 лет на посту
Основатель музея железной дороги в Ереване 89-летний Хорен Аветисян — старый работник станции "Ереван".
"67 лет работаю на железных дорогах. Начинал работу в России, а в 1958 году переехал в Ереван. До сих пор работаю здесь. Прошел все ступени карьерной лестницы, 25 лет был начальником станции. После этого меня все же не отправили на пенсию, решили, что я могу передать свои знания молодому поколению", — сказал Аветисян Sputnik Армения в связи с профессиональным праздником.
Именно с этой целью он решил вместе с коллегами основать музей железной дороги Армении.
"Когда распался Советский Союз, на станции наступил период безвременья и хаоса, появились какие-то подозрительные буфеты. Первый начальник ЮКЖД распорядился убрать все это и основать здесь музей. Сегодня железные дороги в плачевном состоянии. Блокада со стороны Турции и Азербайджана не дает нам нормально работать, развиваться. В стране нет денег, фабрик, производства… Но и в таких условиях наша железная дорога может принимать неограниченное количество грузовых поездов",- сказал наш собеседник.
Аветисян считает, что мы должны собрать волю в кулак и ждать…
Особенный музей
Здесь всегда царит особая атмосфера. Музей железной дороги находится около касс вокзала.
Старые фотографии, детали поездов минувших лет, грамоты и прочее — все это собрано в течение десятилетий.
Здесь хранятся интересные экспонаты. Например, одна из первых пишущих машинок (1910 год), сохранившаяся в гюмрийском государственном техническом (железнодорожном) колледже, печатная машинка 1911 года "Ундервуд", таблица с надписью "Ереван-Москва: Дружба" (сохранившаяся с тех времен, когда поезда отправлялись из одной столицы в другую).
Кроме того, здесь можно увидеть атлас железных дорог СССР, старинные телефоны, коммутатор, стрелочный фонарь 1925 года, макеты первых поездов и многое другое.
Железнодорожная инфраструктура развивалась с 1896 года. Это позволило России получить доступ в Турцию, Иран и некоторые европейские страны. Железная дорога Армении активно развивалась в советские годы, однако нынешняя блокада со стороны Турции и Азербайджана приостановила ее полноценное развитие.