По данным турецких источников, число армян, переехавших в Турцию, составляет 100 тысяч человек. В свою очередь, данные министерства диаспоры Армении говорят примерно о 20 тысячах человек. Однако называть этих людей "мигрантами" довольно трудно, поскольку часть из них находится на турецкой территории нелегально, а часть, по словам члена ЦК прокурдской Партии демократии народов (ПДН), представителя армянского молодежного союза "Нор Зартонк" ("Новое Возрождение") Мурада Мыхчи, неразрывно связана с Турцией ввиду своего происхождения.
"Многие из тех, кого называют армянскими мигрантами, на самом деле таковыми не являются. Это люди, которых в свое время переселили, их отцы и деды, возможно, проживали на этих территориях. Это, конечно, неправильно, когда представители общины, предки которых законно проживали на этих территориях, сегодня считаются мигрантами", сказал Мыхчи.
В интервью Sputnik он указал на угрозу высылки армянских мигрантов из Турции, а также на тяжелые условия, в которых им приходится жить.
"Эти люди пытаются наладить свою жизнь, работая без каких-либо социальных гарантий и защиты. Значительную часть мигрантов составляют женщины, которые нередко работают в качестве обслуги в домах и зачастую подвергаются насилию. Что касается детей, то здесь существует серьезная проблема, связанная с получением ими образования", — подчеркнул он.
По словам Мыхчи, армян в Турции периодически используют в качестве "политического инструмента".
"Каждый год с приближением 24 апреля армяне становятся объектом политических манипуляций и превращаются в инструмент внешней политики. Это связано с попытками турецкого лобби усилить свои позиции. Цифра проживающих в Турции армян сильно завышена, что дает повод появляться следующим заявлениям: "Мы протягиваем руку помощи армянскому населению, обеспечиваем жильем и работой 100 тысяч армян. Но если вы будете поступать подобным образом, мы депортируем их". Это политическая позиция, никоим образом не соответствующая этическим представлениям", — заметил Мыхчи.
Однако, несмотря на все эти сложности, Турция продолжает оставаться временным или постоянным пристанищем для значительного числа армян. Тяжелая экономическая ситуация на родине, а также практически полное отсутствие возможности получить визу в европейские страны толкает армян на жизнь в Турции. К тому же, как подчеркнул Мыхчи, часть граждан Армении, приехавших в Турцию, — потомки в третьем-четвертом поколении армян, покинувших в свое время турецкую территорию.
"Пусть у меня будет свой угол, большего мне не нужно"
85-летняя армянка Алина живет в крохотной квартирке в стамбульском районе Кумкапы (Kumkapı). В 1995 году она вышла замуж за гражданина Турции, который был значительно старше ее. После скоропостижной смерти мужа его небольшая пенсия осталась Алине, которая сегодня живет на нее, сводя концы с концами.
Несмотря на одинокую жизнь в Стамбуле, она не хочет уезжать отсюда.
"У меня есть сын, он работает шофером в Сибири. Там у него жена и дети. Он постоянно зовет меня переехать к ним. Но я не могу уехать отсюда. Там, где он живет, очень холодно, я не выдержу таких морозов. К тому же, я привыкла к Стамбулу. Плохо, конечно, что рядом почти нет соседей. Я всегда очень рада, когда кто-нибудь приходит меня навестить", — говорит она.
"Мы никогда не сможем выйти на пенсию"
Далее мы направились в лавочку Мехмет-бея, расположенную в квартале, где живет Алина. В какой-то момент в лавочку зашла еще одна жительница Кумкапы Анна. Ее муж после перенесенного инсульта нетрудоспособен. Женщина вынуждена ухаживать за мужем и растить двух детей на деньги, которые она зарабатывает на фабрике по пошиву обуви. Несмотря на усталость, она выглядит моложе своих лет.
На вопрос о том, сколько еще лет она собирается работать, Анна отвечает: "Для нас пенсий не существует. Мы не являемся гражданами Турции, поэтому будем работать до тех пор, пока на это есть силы. Кто же не хочет вернуться домой? Но мы вынуждены работать. К счастью, в Стамбуле для нас работа есть. Разве есть что-то важнее этого в нашей ситуации, когда других вариантов не осталось?" — восклицает она.
"Моя мечта – жить в Италии"
36-летний Наири живет в Турции с 1999 года. Он приехал сюда вместе с родителями, затем женился и обзавелся детьми. Сейчас в Турции живет уже три поколения их семьи. На вопрос о том, почему он выбрал Турцию в качестве места жизни, Наири ответил: "Здесь мы по крайней мере можем зарабатывать деньги, пусть и небольшие. Конечно, мы бы хотели жить и зарабатывать на родине, но это сделать не получается. Часть моей семьи живет в России. Мы же – здесь. Мы живем в Турции не потому, что мечтали об этом. Мы приезжаем сюда, потому что Турция находится близко к нашей стране, и здесь у нас есть возможность работать. Наши дети мечтают уехать в Европу, но визу не дают. Европейские страны крайне неохотно выдают нам визу, потому что знают: те, кто уедет в Европу, больше в Армению не вернется. Моя мечта – жить в Италии, но я живу здесь".
По словам Наири, для того, чтобы заработать в Турции, мигранты должны тяжело и много трудиться.
"Люди живут в Турции, как роботы. Из дома – на работу и обратно. Денег, которые мы зарабатываем здесь, хватает только на то, чтобы остаться в живых, но не более. Но население нашей страны составляет один-два миллиона человек. А только в одном Стамбуле проживает почти 20 миллионов. Если не сможешь подыскать для себя работы лучше, пойдешь мыть полы в домах – заработаешь 100 лир. В Армении даже это практически нереально", — говорит он.
Наири отмечает, что за долгие годы жизни в Стамбуле они никогда не подвергались дискриминации.
"Политика касается государств, а не людей. Если ты можешь зарабатывать в стране, которая считает твою страну врагом, если местное население хорошо к тебе относится, значит, не все так плохо, значит, здесь живут добрые люди", — говорит он.
По словам Наири, одна из трудностей жизни в Турции, с которой им пришлось столкнуться, заключается в том, что женщинам, выходя на улицу, нужно следить за своей одеждой.
"В Армении женщины в этом смысле чувствуют себя куда свободнее. Они могут ходить по улицам одни даже поздно вечером, посещать клубы, увеселительные заведения. Мы — люди, любящие и умеющие веселиться", — улыбается он.
"Мои сыновья работают в Турции нелегально"
Самвел и Вардан – два товарища, совместно управляющие небольшим магазинчиком. Одному 45, второму 60 лет. Они приехали в Турцию в 2000 году из армянского города Гюмри. У Самвела два сына, а Вардан не только отец, а еще и дедушка трех внуков. Говоря о своих впечатлениях от жизни в Турции, они рассказали: "Говорят, что в Армении до сих пор заметны последствия землетрясения 1988 года. Правительство так и не помогло пострадавшим, не предоставило им новые дома взамен разрушенных. Армения находится в очень тяжелом положении. Поэтому мы живем здесь, хотим мы этого или нет".
Самвел, живущий с женой и двумя сыновьями, рассказывает: "Моя жена получила разрешение на работу. Через некоторое время она подаст документы на получение гражданства. Надеюсь, она его получит. Но вот с моими детьми ситуация гораздо сложнее. Сроки действия паспортов, с которыми они приехали сюда, давно истекли. Они оба работают нелегально. Кроме того, если они вернутся в Армению, их призовут в армию. Я не могу отправить своих детей туда. Здесь мы хотя бы зарабатываем деньги на жизнь. Зачем им нести обязательную службу там?"
По словам Вардана, мигранты, живущие в Турции и не имеющие разрешения на жительство и работу, лишены возможности получать услуги в области здравоохранения. "Не важно, турецкая или армянская больница, если у тебя нет денег, пойти к врачу ты не можешь. Моя жена попала в аварию, пролежала в больнице неделю. Нам потом огромный счет предъявили. Для тех, у кого нет денег, возможности получать бесплатное лечение тоже нет", сетует он.
"Я никуда не уеду из Турции"
53-летняя Лала долгие годы работала в сфере общественного питания в Армении, а теперь живет в Кумкапы, где готовит блюда армянской кухни в местном ресторанчике.
"Я живу здесь уже 15 лет. В Армении я работала на кухне. Но по-настоящему хорошо готовить научилась здесь. Теперь я работаю поваром. Наш ресторан уже стал мне родным домом", — признается она.
Сыновья Лалы живут в Москве, муж – в Армении.
"Мы приехали в Турцию с тетей. Мои дети постоянно зовут меня к себе в Москву, но я не хочу уезжать, я очень привыкла к этим местам, к Турции в целом, к своим друзьям. Мне 53 года, я собираюсь здесь выйти на пенсию. Здесь я зарабатываю столько, что мне вполне хватает на жизнь, зачем мне куда-то уезжать? Я люблю свою работу. Если однажды я и вернусь в Армению, то продолжу работать и там", — говорит Лала.