Можно ли считать авторитетными ответы на вопросы, которые получают американские армяне? Выясняется — о том, что, где и как "лежит" в Армении интересующаяся сторона знает часто не хуже, чем гости. Происходит как бы сверка информации, почерпнутой из СМИ, с той, которую получают от живых носителей.
Прежде всего порядок цен на рынке продовольственных продуктов и на рынке жилья. Сочетание не случайное. Чем дороже жизнь, тем дешевле становится жилье. Тем, кто намерен купить квартиру в Ереване, спад цен в самый раз (остальные города не рассматриваются), а вот помогающим сородичам материально, тут радоваться нечему — финансовую помощь придется увеличить. И вот гостю для передачи из рук в руки вручаются конверты с долларами или кредитные карточки.
Состояние экономики интересует преимущественно мужчин старшего или уже пенсионного возраста, имеющих четкое представление о том, как вывести страну из тупика. Вероятность того, что страна сможет справиться с трудностями как-то иначе, почему-то не рассматривается.
"Держитесь за Россию" — остается неизменным, хотя у молодого поколения свое отношения на этот счет проглядывается слабо. Причем не только в вязке с экономической жизнью, а и положением дел на земле предков вообще. Правда, коммерческий интерес или наличие реального бизнеса в Армении меняют дело.
Еще из главных вопросов этой же серии. Цены в ресторанах, какой ресторан, лучший, почем аренда автомобиля, что разумнее — пожить на съемной квартире или снять номер в гостинице? И неизменное — сколько армян уехало и сколько осталось?
Вопросы о Карабахе задаются чаще всего в период обострения обстановки на границе и в зависимости от наличия родственников, подлежащих призыву в армию. Спрашивают, в самом ли деле добраться из Еревана в Степанакерт нынче не проблема — как в смысле безопасности, так и дороги.
Чисто политическое. Левон Тер-Петросян (первый президент Армении — ред.), при котором многие переехали из Армении в США, уже никого не интересует. Другое дело нынешний президент. В этой связи главный вопрос — когда управятся с ворами и взяточниками. Оппозицию не хвалят и не ругают — о ней знают мало, и что характерно, и спрашивают тоже редко.
Из частых вопросов: чего ждать от Москвы и можно ли верить, что в случае чего она придет Еревану на помощь. Однозначным "да" отвечают не всегда, хотя разносторонние связи с Россией большинство поддерживает, разделяя высказанное американским философ и политологом, Френсисом Фукуямой.
"Армения, выбравшая путь сближения с Россией, защищена сегодня лучше, чем, к примеру, соседняя Грузия, ориентирующаяся на Запад",- сказал политолог.
Из ностальгического, коротко.
— Это правда, что "пончиканоц" на проспекте восстановили?— звонил из Америки в Ереван режиссеру Нерсику Оганесяну его друг.
— Правда.
— И пончики такое же вкусные, как в наше время? Много пудры, много крема?
— Ну да.
— А помнишь,- продолжал приятель,- чуть дальше "пончиканоца" овощная палатка стояла. Арбузы, виноград, огурцы-помидор. Очередь, шум-гам…
— Было такое.
— А палатка сохранилась?
— Сохранилась.
Короткая пауза — и через весь океан, со всхлипом и навзрыд:
— Не может быть!..
…Примерно в таком плане и сейчас…