Рубен Гюльмисарян, Sputnik.
Несколькими месяцами позже первого сентября, так же регулярно, вопреки надеждам мэрии и соответствующих служб, наступает зима. А зима в Ереване отличается вредной привычкой – назло коммунальщикам идет снег. Причем одного обильного снегопада в декабре достаточно, чтобы город покрылся слоем заледеневшего снега, скоро становящегося черным. Поскольку с тротуаров, как правило, снег не убирается (кроме малого центра), то он остается до первых оттепелей, зачастую лишь мартовских.
В начале учебного года транспорт в Ереване переполнен, а во время снегопада (и в первые после него сутки) он, переполненный, останавливается. О его ужасающем техническом состоянии, особенно "маршруток", не говорил и не писал только ленивый. Вот только воз и ныне там, где его когда-то давно забыла мэрия и соответствующее министерство.
С похвальной периодичностью примерно раз в год делаются широковещательные заявления о необходимости решительных мер по наведению порядка в этом хозяйстве. Ничего не меняется, разумеется, и каждую новую вербальную инициативу мэрии в этом плане ереванцы встречают с постоянно растущим уровнем скепсиса. Подсчитать, сколько раз городу за четверть века независимости обещали нормальный транспорт, очень трудная задача – запросто собьешься со счета.
Вот "ГАЗели", например. Их, пресловутых, намеревались отменить, по примеру Москвы и Петербурга, не раз, но они, не становящиеся моложе, по-прежнему заполняют столичные автодороги. Ереванцы даже горько шутят, что эти маршрутки власти не трогают специально – привыкшими ездить, согнувшись в три погибели в позе "шахматный конь", униженными людьми легче управлять.
В середине осени 2016 года было обещано, что с ереванских улиц исчезнут "ГАЗели", а им на смену придут разные — большие, средние и маленькие автобусы, а весь процесс управления транспортом будет передан в ведение единому оператору. Тогда вице-мэр Ваге Николян сообщал, что для отбора консультанта по реализации таких реформ объявлен конкурс, победитель которого уже известен. Имя победителя объявлено не было – якобы эта информация должна была быть обнародована после окончательного подведения итогов конкурса и заключения договора.
Маршрутки как лязгали, так и лязгают поныне и, судя по хорошему настроению водителей, еще собираются полязгать немало. На некоторых остановках в центре установили мониторы, судя по всему, стоящие серьезных денег. Эти достижения компьютерных технологий первое время показывали, когда прибудет тот или иной маршрут – само собой, данные брались из Еревана, находящегося в параллельной вселенной, и ничего общего с реальностью не имели.
Да и то сказать, откуда этот монитор может вычислить, когда условный дядя Погос на конечной остановке допьет кофе и, поругавшись для порядка с диспетчером, сядет за руль, закурит и поедет? Или сколько вздумается стоять Погосу на многолюдной остановке, собирая пассажиров – 5 минут, или 10? Мониторам скоро надоело заниматься глупостями, и они некоторое время показывали то ли рекламу, то ли что-то еще невнятное, а потом погасли совсем.
Весной уже нынешнего года тот же господин Николян вновь повторил, практически слово в слово, свои ноябрьские тезисы. "Считаем, что сфера транспорта должна подвергнуться системным изменениям. Очевидно, что после обретения независимости столичная маршрутная сеть сформировалась посредством ситуативных решений. Она больше не продуктивна", – отметил он на пресс-конференции, добавив, конечно, что в транспортной сфере ожидаются серьезные перемены.
По словам вице-мэра, реформы, требующие около 100 миллионов долларов инвестиций, будут осуществлены при поддержке международных организаций и частных лиц. В частности, идут переговоры с Европейским инвестиционным банком.
"Мы планируем задействовать совершенно новую транспортную систему в 2018 году", – оповестил всех Николян.
Оповещенные, впрочем, отнеслись к сей благой вести с теми же эмоциями, с которыми восприняли бы новость о том, что лошади кушают овес и сено. И понять их можно, ведь из года в год они слышат один и тот же текст, в котором меняется лишь дата воплощения обещаний – она отодвигается все дальше в будущее.
Причин, по которым положение не меняется – масса. Но главным препятствием, видимо, было и остается элементарное нежелание соответствующих организаций что-то менять. И не только потому, что им лень – они, например, в той или иной мере сталкиваются с противодействием бизнесменов, в ведении которых находятся транспортные маршруты, "хозяев линий", как их называют. А среди этих хозяев есть очень влиятельные люди.
И "хозяина линий" можно понять. Вот зачем ему, скажите на милость, отказываться от дешевых "ГАЗелей", значительная часть которых, кстати, принадлежит самим водителям или автомобили взяты в аренду? Нет ему никакого интереса отказываться от них в пользу современных и дорогих "Фордов" и "Мерседесов" (в них хоть стоять можно в полный рост), бегающих ныне в тех же российских столицах. Ереванцы – народ неприхотливый, если они готовы складываться вдвое, чтобы поместиться в "ГАЗели", так это их проблемы, а не владельца маршрута. А раз владельца никто не заставляет обновлять парк, то проявлять инициативу бессмысленно и убыточно.
У бизнесменов от транспорта, видимо, есть рычаги, позволяющие саботировать ввод в строй новых станций ереванского метрополитена — разговоры об этом ходят уже два десятилетия. И здесь их можно понять тоже: представляете, насколько уменьшится количество пассажиров наземного транспорта, если вдруг откроется станция метро в Ачапняке, одном из самых густонаселенных городских районов? А эта станция, на минуточку, к моменту развала СССР была практически готова к эксплуатации. Что там теперь, известно лишь узкому кругу посвященных.
Те, кто строили Ереван в 1920-30 годах, и предположить не могли, что придет время, когда в этом городе будет такое количество автомобилей. Ну не рассчитана армянская столица на такой поток, она задыхается, и одними заменами старых маршруток на новые автобусы проблему, конечно, не решить. Выше были описаны лишь некоторые из насущных транспортных проблем ереванской действительности – на самом деле, они сегодня неисчислимы.
Для решения проблем нужно желание, средства и время: именно в такой последовательности. Но для решения проблем о них нужно иногда напоминать. Что мы и будем делать – о том, почему в действительности были ликвидированы трамваи, о хамском поведении многих водителей маршруток и автобусов на пятачках у ключевых остановок, о том, что цена любого ереванца для хозяев маршрутов и водителей равна 100 драмам (стоимости проезда), и о многом другом.