Арман Ванескегян, политический обзреватель Sputnik Армения.
Прорвались…
Ближе к вечеру в воскресенье сирийская армия при поддержке российских ВКС и отрядов иранских шиитских добровольческих отрядов смогла совершить неожиданный рывок по пустыне в провинции Дейр-эз-Зор, остановившись ближе к ночи на подступах к столице, которую вот уже четыре года держат в блокаде вооруженные террористические отряды ИГ.
До расположения 137-й бригады сирийской армии, все эти годы удерживавшей позиции в Дейр-эз-Зор, осталось всего пять километров.
Ожидается, что 4 сентября губернатор провинции вместе с руководством антитеррористической коалиции, которую возглавляет командование российских ВКС, объявят о деблокаде города.
Часами ранее, прорвав фронт ИГ в зоне знаменитого нефтяного месторождения Харата (в 15 километрах от позиций 172-й бригады), части сирийской армии смогли отразить яростную атаку боевиков-джихадистов, пытавшихся вернуть себе прежние позиции.
При помощи российских ВКС удалось предотвратить несколько попыток применения так называемых "джихад-мобилей" (автомобили, начиненные взрывчаткой, за рулем которых сидят смертники) и продвинуться дальше еще на 10 километров.
Ночь бы простоять, да от смертников защититься
На ночь отряды приостановили наступление, ведь прорыв оборонительных позиций террористов получился неожиданным даже для самих бойцов сирийской армии. Возникла необходимость остановиться, укрепить занятые позиции, подтянуть тылы и пополнить боеприпасы.
Кроме того, в темное время суток опасность применения "джихад-мобилей" и смертников возрастает в разы, и поэтому продвижение на ночь приостановилось.
Хотя российская авиация даже в ночное время суток дежурит в воздухе над подступами к Дейр-эз-Зору, приходится буквально отстреливать даже одиночные цели: террористическую бронетехнику террористов и пикапы с крупнокалиберными пулеметами, которые со стороны Ракки — с севера — периодически пытается прорваться на помощь джихадистам.
С утра ожидается штурм, и ближе к полудню, утверждают военные эксперты, кольцо блокады будет окончательно прорвано, и военные части сирийской армии выйдут на встречу друг к другу.
Ожидается кровавая битва за нефть — основу экономики Сирии
Это будет, конечно, только начало битвы за Дейр-эз-Зор — не только стратегически важной точкой для контроля над всей одноименной провинцией.
Дело в том, что именно на территориях, прилегающих к Дейр-эз-Зору, находятся те самые нефтегазовые поля, из-за которых так и цеплялось за провинцию все последнее время руководство Исламского государства.
Более того, сюда пытались прорваться и проамериканские оппозиционные отряды (так называемая сирийская "умеренная" оппозиция), и курдские формирования. Просто застряли под Раккой, которую не могут освободить вот уже который месяц.
Делали все возможное, не считаясь с потерями среди мирного населения города, лишь бы успеть освободить Ракку и перебросить войска под Дейр-эз-Зор, чтобы самим очистить провинцию от джихадистов — игиловцев и не допустить вооруженным отрядам сирийской регулярной армии завладеть районами, богатыми нефтью и газом. Не успели…
И Дамаск, и командование российских ВКС, возглавляющее антитеррористическую операцию в Сирии, это прекрасно понимали. Видимо поэтому в последнее время все силы были брошены именно в направление Дейр-эз-Зора. И сегодня коалиция, возглавляемая Россией, начинает штурм города, куда собиралось перевести столицу халифата руководство ИГ.
Дни Исламского Государства сочтены
Бои ожидаются тяжелые и кровопролитные, тем более, что Дейр-эз-Зор — это, по идее, последний оплот джихдистов в Сирии. За Евфратом, на правобережье находятся территории, которые контролируются курдскими боевыми формированиями. К северу — Ракка, которая не сегодня-завтра окончательно падет. С запада же наступает сирийская регулярная армия, все эти годы сохранявшая верность Башару Асаду.
Получается так, что дни псевдо-халифата под названием Исламское государство сочтены, и случилось это гораздо раньше, чем планировали всего лишь месяц тому назад эксперты. Все были уверены, что джихадисты продержатся, как минимум, до зимы, однако действительность оказалась иной. Теперь можно быть уверенным, что процесс регулирования конфликта и нормализации ситуации в Сирии пойдет гораздо быстрее.
Правда, 25 сентября ожидается курдский референдум в Ираке, который может стать фактором, провоцирующим новый виток конфликта на территории многострадальной страны. Но это уже другая история.