ЕРЕВАН, 4 сен — Sputnik, Антон Курилкин. Выступление суворовцев открыло заключительный концерт юбилейного фестиваля военных оркестров "Спасская башня". После легкой трели к ним, под ставшую уже классической песню Eye of the Tiger присоединяется почетный эскорт мотоциклистов федеральной службы охраны России с флагами всех стран-участниц фестиваля за десять лет.
Знамен накопилось много – за десятилетие на брусчатке Красной площади выступило 150 коллективов из 44 стран мира – почти треть земного шара.
Сводный оркестр России, заменив суворовцев, играет "Время вперед" — произведение советского композитора Григория Свиридова. Песня эта известна всем, кто жил в СССР – именно она играла на заставке передачи "Время".
Диктор приветствует высоких гостей фестиваля – сегодня на почетной трибуне нет свободных мест и посмотреть на одно из главных музыкальных событий собрались высокопоставленные чиновники и военные — начиная от министра обороны Беларуси и заканчивая шефом римской полиции.
Первыми выступает оркестр коменданта Кремля в дуэте с ротой Президентского полка. Внезапно оркестр, игравший приветственные марши, заглушает сирена воздушной тревоги – таким образом, кремлёвцы встряхивают трибуны и начинают исполнять один из своих "фирменных" номеров на фестивале.
К оркестру и солдатам присоединяются брейк-дансеры, лихо отплясывающие под энергичную музыку. В конце к ним даже выбегает один боец из роты почетного караула, а завершает выступление небольшой салют, который заставляется вскрикнуть несколько особо впечатлительных зрительниц – на этом выступление заканчивается и на площадь выходит коллектив "без штанов" – оркестр кельтских волынщиков и барабанщиков, которые выступают в килтах всех цветов и расцветок. Показывая отличную строевую подготовку музыканты, ни на секунду не прекращая играть, маршируют и в конце концов выстраиваются в огромную цифру 10.
Заключительный день фестиваля выпал на третье сентября – международный день солидарности в борьбе с терроризмом и кельтские музыканты, возглавляемые бывшим главным волынщиком британской армии, подготовили для этого особый мемориальный номер. Над площадью гаснет свет и прожектора подсвечивают лишь одинокого волынщика, который начинает играть грустную и протяжную мелодию – а зрители на трибунах встают, как один. Волынку прерывает отрывистая команда и, под гордый марш, оркестр покидает площадку и уступает место необычным участникам – чилийским всадникам, которые демонстрируют удивительные перестроения и верховые номера.
На смену чилийцам на площадь выходит московский казачий хор, сопровождаемый эскортом кремлевской школы верховой езды. Сменяют казаков кремлевские всадники – кавалерийский почетный эскорт президентского полка.
Кавалерийская пауза заканчивается и вновь на площадку выходят музыканты – образцово-показательный оркестр вооруженных сил Беларуси. В этом году они берут зрителей не классическими произведениями и военными маршами, а народными песнями.
Смесь из сельских мотивов, игры военного оркестра и выступления роты почетного караула выглядит привлекательно и необычно – и трибуны благодарят белорусов продолжительными аплодисментами.
Если белорусы сделали ставку на народные мотивы, то армянские музыканты решили брать барабанами в прямом смысле слова – оркестру главного штаба республики аккомпанировала группа "Ереванские барабаны".
В результате эмоции зрителей превратились в игрушку в руках дуэта двух коллективов – вызвавший меланхолические мысли грустный дудук сменился энергичной и злой игрой на барабанах – и, если бы позволяло место, многие зрители пустились бы в пляс – настолько от эмоциональных перепадов оживились трибуны.
Следом за коллективами Армении на площадь выходит военный оркестр Нижней Австрии. Австрийцы, в отличии от пестрых индусов и разодетых в костюмы разных исторических эпох турков, одеты в скромную серую униформу с белыми портупеями – но отклик на трибунах вызывают не меньше экзотических оркестров армии Индии, Египта и Турции благодаря надежной и проверенной годами программой – если на "Русском марше" Штрауса публика начинает активно прихлопывать, то на "Марше Радецкого" трибуны приходят в состояние экстаза.
Не меньший накал эмоций вызывает и выступление президентского оркестра и роты почетного караула президентского полка "Айбын" из Казахстана.
Самый известный свой номер – песню "Улы дала" музыканты припасли напоследок. Свет гаснет и видны лишь лампадки в руках девушек-танцовщиц, а грустный и глубокий, пробирающий до самого сердца полуплач-полукрик солистки заставляет замереть зрителей. Внезапно песня ускоряется и трибуны оживают, а на заключительном номере – специально написанной для фестиваля песне "Спасская башня" во всю подпевают.
Последними выступают суворовцы, которые, быстро отбарабанив несколько маршей, начинают играть двусмысленно звучащий от кадетов Another Brick in the Wall группы Pink Floyd – это то самое легкое хулиганство, которое позволяет себе почти каждый оркестр на фестивале и которое почему-то лучше всего запоминается гостям.
Фотоленту с грандиозного шоу в центре Москвы можно посмотреть здесь>>
К суворовцам присоединяются все выступавшие коллективы, образующие вместе огромный сводный оркестр. Они исполняют торжественную увертюру Чайковского "1812 год" – причем, как и планировал композитор, игру музыкальных инструментов дополняют выстрелы пушек.
Заканчивается же фестиваль традиционным "Прощанием славянки" – причем все дирижеры по очереди руководят оркестром. Под один из самых известных российских маршей оркестры покидают брусчатку Красной площади, а юбилейный фестиваль на этом заканчивается – но уже за трибунами зрители долго еще не отпускают музыкантов и фотографируются с ними, ведь такая возможность представится теперь только через год.