Туризм в Армении развивается медленными, но верными шагами. О том, как можно сделать Армению привлекательнее в глазах современного и "избалованного" туриста, рассказал писатель, журналист, главный редактор журнала "Армения туристическая" Рубен Пашинян. Беседовала Ани Липаритян.
— Каким должен быть бренд туристической Армении, чтобы привлечь иностранного туриста?
— Я недавно брал интервью у бронзового призера ралли марафона Париж-Дакар Ярослава Соловьева. Я спросил у него по поводу Армении, Азербайджана и Грузии. Он охарактеризовал нашу страну тремя прилагательными: душевная, безопасная, таинственная. Правильное определение.
Факт в том, что бренд Армении – многогранен, его нельзя определить одним словом. Другое дело, что нужно уметь правильно представлять и продавать этот бренд. В этом смысле нам есть, над чем подумать. Необходимо взять шефство над теми, кто представляет Армению. Политика выбора, ценза, отсеивания, квалификации и классификации гидов – людей, которые являются для туриста первым лицом. В дальнейшем они и ассоциируются с Арменией.
А в этом смысле у нас полный хаос. Есть, конечно, большой прогресс в области туризма, особенно, сервиса в столице. А вот в областях сервис страдает. Есть очень много положительного, чему нужно радоваться. И это поможет бороться с отрицательными факторами, но их нельзя игнорировать. Следует держать руку на пульсе.
— Действительно, от того, как ты представишь свою страну, зависит многое – развитие туризма, экономики. Конкуренция на рынке сегодня довольно большая.
— Да. Например, представляя Чаренцаван, ограничиваться только тем, что здесь родился Егише Чаренц (в действительности поэт родился в городе Карсе, на территории нынешней Турции — ред.) — это серьезная проблема. Или же всем известные АГНКС (автомобильные газовые наполнительные компрессорные станции): представлять их туристу, как название деревни, это не совсем правильно. Уровень многих гидов повышать.
— А что привлекает современного туриста? Есть ли какая-то статистика? Паломничество, религия, экстрим, лечебный туризм?
— Вы знаете, одно из наших упущений в том, что нет такой статистики. У нас просто фиксируется количество въезжающих людей по визам, и они называют их туристами. Потом эти данные предоставляют как статистику по количеству данных о посетивших Армению туристах. А это неправильно.
Например, Гарик Мартиросян – гражданин Армении. Если он приехал на родину, то это не значит, что он – турист.
Нужно работать не только над статистикой, но и не скупиться на рекламу своей страны.
— А каков потенциал армянского туристического рынка, как привлечь туристов из других стран?
— Приведу пример. В Дилижане есть Дом композиторов имени Э. Мирзояна. В советское время – это была заповедная зона, куда мечтали попасть. И здесь отдыхал, можно сказать, весь мир. Есть коттедж, где отдыхали Бенджамин Бриттен, Марсель Марсо, Дмитрий Шостакович.
То есть, если мы можем на одной небольшой территории создать нечто привлекательное для граждан со всего мира (как всесоюзная здравница Джермук, Арзни, Севан, Цахкадзор), то должны работать над этим круглый год. Было бы желание – были бы профессионалы. В данном случае нужен человек, который имеет опыт в сфере брендинга. Быть хорошим менеджером — мало.
— Готова ли Армения к потоку туристов? Особенно этот вопрос актуален после того, как российские граждане получили возможность посещать нашу страну по внутренним паспортам.
— Опять же – нужна серьезная подготовка. Иметь гостиницы и рестораны – хорошо, но нужно посмотреть, кто в них работает, какой уровень сервиса. Для того, чтобы выгодно отличиться, подчеркнуть древность, цивилизованность, культуру. Еревану и Армении в целом нужно поднапрячься.
Другое дело, что Армения отличается магнетизмом и привлекает туристов. После одного раза многие туристы предпочитают приезжать сюда на большее количество дней, большим составом.
Но до этого нужно позаботиться о том, чтобы специалисты получали сертификаты, как водители – водительские права. Это поможет пропагандировать армянское наследие во всем мире.