Кто займет кресло премьер-министра, куда уйдет действующий президент, подпишет ли Армения соглашение с ЕС? На эти и другие вопросы Sputnik Армения ответил политтехнолог Виген Акопян. Беседовала Лаура Саркисян.
— Какой, по вашим прогнозам, будет политическая осень в Армении? Сменится ли затишье бурей?
— Если рассматривать ситуацию в свете возможного противостояния между властью и оппозицией, то можно сказать, что сегодня период "затишья". Нынешняя политическая осень, впервые за последние десять лет, не обещает быть жаркой, если, конечно, принимать во внимание классический вариант, когда оппозиция активно критикует власть. Однако главной интригой осени и зимы по-прежнему остается неопределенность в том, что касается кандидатуры на пост премьер-министра. В этом плане нас ждет немало внутриполитических интриг, и журналистам не придется скучать.
— Каковы ожидания от весны 2018 года: куда уйдет действующий президент и кто станет премьером?
— По истечении срока президентских полномочий у Сержа Саргсяна будет два пути. При определенной политической конъюнктуре, а также при желании Серж Саргсян может занять пост премьер-министра — как лидер правящей Республиканской партии. Тем более что это не запрещено Конституцией. Однако у Саргсяна есть и более перспективный путь. Нынешняя Конституция позволяет действующему президенту иметь большую власть в стране — как политическую, так и экономическую и правовую, — причем не вступая в ту или иную должность. Не исключено, что премьер и президент договорятся о разделении полномочий. Впрочем, их функции разграничены и сегодня: экономику курирует Карен Карапетян, а правовыми, внутриполитическими и оборонными вопросами занимается Серж Саргсян.
У Сержа Саргсяна, особенно если учитывать итоги парламентских выборов, есть все шансы вновь стать президентом в 2018 году. Парламент находится под контролем Республиканской партии, а именно высший законодательный орган в соответствии с новой Конституцией будет выбирать президента в будущем году. В связи с изменением формы правления изменятся функции президента, при этом он будет наделен широкими полномочиями. Премьера также будет выбирать политическое большинство. Надо понимать, что полномочия действующего президента и будущего премьер-министра не будут тождественны. Вообще должность премьер-министра будет, можно сказать, расстрельной. На нем будет лежать вся ответственность, соответственно он же и будет главным объектом критики.
Шансы Саргсяна занять кресло премьер-министра возрастут и в случае возобновления широкомасштабных военных действий. Согласно новой Конституции, в случае войны полномочия верховного главнокомандующего переходят от министра обороны к премьер-министру. При таких обстоятельствах нужен будет человек, разбирающийся в вопросах безопасности, обороны. И тут действующий президент — наиболее удобый кандидат. Однако при нынешней внутри- и внешнеполитической конъюнктуре шансы Саргсяна невелики.
— Как моделирует внутриполитическую жизнь страны фактор карабахского конфликта?
— Этот фактор всегда играл большую роль во внутриполитической жизни страны: в 90-е, нулевые, сегодня. Если начнется военное противостояние, то это, как я уже отметил, окажет большое влияние на выбор кандидата в премьеры. На выбор руководителя правительства могут повлиять и неприемлемые с точки зрения общества и политической элиты варианты урегулирования карабахского конфликта. Это в свою очередь повлияет на внутриполитическую жизнь, может вызвать массовые выступления дремлющей сегодня оппозиции. Карабахский фактор имел, имеет и будет иметь большое значение в выстраивании внутриполитической жизни страны.
— А как моделируют внутриполитическую жизнь страны внешние факторы?
— В такой маленькой стране, как Армения, к сожалению, внутриполитические факторы всегда играли большую роль. Говоря же о внешних факторах, мы прежде всего подразумеваем стратегического союзника Армении — Россию. Роль этого фактора в прессе немного преувеличена, однако его невозможно не рассматривать.
— Каковы преграды на пути заключения соглашения с ЕС?
— Этот договор парафирован. Я не думаю, что подготовительная работа проводилась без предварительного согласования с заинтересованными политическими центрами, в первую очередь с Россией. Это договор политического характера, при составлении которого учитывались интересы Таможенного союза.
Серьезных противоречий и препятствий быть не должно. Форс-мажором может стать такое обострение отношений России и Запада, при котором Ереван окажется перед дилеммой — "или — или". Если же никаких эксцессов не произойдет, Армения и Евросоюз в конечном итоге подпишут документ.