ЕРЕВАН, 12 сен – Sputnik, Давид Галстян. Китай стремится расширить число своих военно-технических партнеров, но еще больший интерес Пекина к Армении и Южному Кавказу заключается в экономической экспансии, сказал Sputnik Армения военный эксперт журнала "Независимое военное обозрение" Владимир Щербаков.
В начале сентября министр обороны Армении посетил Китай с официальным визитом. В рамках визита было подписано Соглашение о предоставлении Армении помощи в размере 10 миллионов юаней (около 1,5 миллионов долларов). Сам Саркисян заявил, что армянская сторона может вести диалог с китайскими поставщиками оружия, если появятся возможности, которые заинтересуют Ереван.
"Отличительной особенностью Китая является то, что он старается не лезть в разные военные или военно-политические разборки между странами. Он сбалансированно относится ко всем сторонам конфликтов. КНР старается расширить количество своих партнеров, как экономических, так и военно-технических", — сказал Щербаков.
Китай увеличивает число партнеров
Это сотрудничество, по крайней мере, явно не направлено против кого-то. В случае, например, Армении и Азербайджана Китай не выделяет ни ту, ни другую сторону.
"Он равно к ним относится – "мы и с вами дружим, и с вами". В этих условиях препятствий для военного сотрудничества Китая с Арменией нет", — отметил Щербаков.
Однако интерес Китая к Армении и Южному Кавказу, по его словам, в первую очередь, связан с политико-экономическими причинами. Во-первых, это касается расширения своего политического влияния на международной арене.
Те же США, по его словам, решают вопросы на международной арене не столько военными средствами, сколько с помощью поддержки партнеров, которых они, в свою очередь, поддерживают различными способами – кого-то политически, кого-то экономически.
"Когда приходит время, грубо говоря, голосовать, по разным причинам все голосуют за них (США). Китай пытается добиться того же самого", — сказал Щербаков.
Экономическая экспансия в Средней Азии и на Южном Кавказе
Есть и вторая причина, по словам Щербакова, — экономическая. Средняя Азия и Южный Кавказ, по мнению множества экспертов, являются одним из приоритетных направлений развития китайской экономической экспансии.
Китаю интересны не сами по себе Средняя Азия, Кавказ или даже Россия, ему важно получить доступ через разные направления в Европу, иметь возможность экономически влиять на развитие различных регионов и получать определенные дивиденды.
"Развитие экономики различных стран приносит плюс с точки зрения и политики, и военной составляющей. Так, Китай начал сотрудничество со странами Африки с экономики, потом пошла политика, сейчас он начинает открывать базы", — отметил Щербаков.
Замешана ли Турция?
Говоря о сотрудничестве Китая с Арменией в контексте отношений с Турцией, он отмечает, что Пекин не будет показывать открытой враждебности в отношениях.
"Ожидать, что будет акцентироваться сотрудничество Китая с Арменией против Турции или Азербайджана, я думаю, не стоит", — сказал Щербаков.
О чем договорились за закрытыми дверьми стороны, неизвестно. Но Пекин является членом Совбеза, для продвижения интересов Армении или кого-то еще, ему не нужно делать каких-то громких заявлений, он может просто воздержаться при голосовании в Совбезе.
Как отнесется к возможной продаже оружия Россия
Что касается позиции Москвы по поводу армяно-китайского сотрудничества, то с политической точки зрения, по мнению эксперта, реакция будет положительной.
"Москва рассматривает Китай как союзника в противостоянии с Западом, хотя Пекин особо ничего не делает. Армения также союзник Москвы, когда два союзника дружат, то вопросов не возникает. Речь все-таки не о жене и муже", — сказал Щербаков.
Определенные вопросы, по его мнению, могут возникнуть в вопросе военно-технического сотрудничества.
"Если Китай заключил контракт с твоим потенциальным покупателем и поставил то, что мог бы поставить ты, то ты теряешь какие-то деньги. Но я думаю, что на политическом уровне будут достигнуты какие-то определенные формы трехстороннего взаимодействия", — сказал Щербаков.
По его словам, вполне возможно, что в случае надобности стороны договорятся о том, что поставки со стороны Китая будут включать ту технику, которой в России либо нет, либо она не поставлена на серийное производство.