О цели визита в Армению, армяно-израильских отношениях и роли межпарламентской группы дружбы, общественного форума "Армения-Израиль", об отношении израильтян к признанию Геноцида армян вице-спикер Кнессета Тали Плосков рассказала в эксклюзивном интервью Sputnik Армения. Беседовала Лаура Саркисян.
— Какова цель Вашего визита в Армению?
— Я как всегда очень рада быть в Армении, встретиться с замечательными, теплыми людьми. Мы не в первый раз здесь, однако, группа, с которой мы приезжаем, постоянно увеличивается. Хотим как можно больше связать людей из наших стран, тем более, что в Израиле немало выходцев из Армении. Им очень важно помнить свою страну, историю, традиции и культуру. Пытаемся искать пути поддержки и помощи друг другу в разных сферах. Основная цель групп парламентской дружбы и как следствие поездок, визитов и рабочих встреч заключается в поиске путей сотрудничества, поддержки, усиления позиций стран, налаживания экономических отношений. Мы приехали в Армению, чтобы еще на шаг приблизиться друг к другу.
— С какой программой Вы приехали к нам?
— Планируем познакомить делегацию из Израиля с Арменией. Армения красивая страна и нам важно развивать туристические отношения между странами. Этому способствует и запуск прямых регулярных рейсов, в открытие которых я лично принимала активное участие. Израильтяне любят путешествовать, Армения в этом плане оставалась в стороне. Открытие прямых рейсов стимулирует развитие двусторонних отношений в сфере туризма.
Мы встретимся со спикером Национального собрания Армении, с членами межпарламентской группы дружбы и с ее новым руководителем. Хочу поблагодарить бывшего руководителя группы Артака Закаряна, с которым мы делали первые и достаточно успешные шаги в этом направлении вместе и эти шаги были достаточно успешными. Запланированы встречи с министрами иностранных дел и культуры. Мы будем говорить о том, что происходит на международной арене и об углублении взаимодействия в сфере культуры. В следующем году Израиль отмечает 70-летие со дня образования государства, в этой связи у нас будут проводиться дни культуры различных стран, из которых приехали евреи, в том числе и из Армении.
— Как Вы оцениваете армяно-израильские отношения?
— После многих лет обоюдного "молчания" сегодня наши отношения хорошо развиваются. Меня радует оценка нашего министерства иностранных дел: то, что сделала в последние два года парламентская группа дружбы Израиль-Армения, может служить примером другим подобным группам. Не могу сказать, что мы решаем все вопросы, или же Израиль согласен со всем, что говорит Армения, и наоборот. Однако мы понимаем позицию друг друга и поднимаем сложные для наших стран вопросы, не ущемляя позиций второй стороны. Значимость этой группы дружбы велика.
Израиль работает со многими странами, я возглавляю группы дружбы Израиля с четырьмя государствами. И это не только чисто рабочие, но и дружеские отношения. Здесь мы еще и помогаем работе общественного форума "Армения-Израиль".
— Каков потенциал армяно-израильского сотрудничества в военной сфере?
— Это очень сложный вопрос, на который я как парламентарий не имею права отвечать. Такие вопросы решаются на уровне правительства, премьер-министра. Если мы сравним нынешние наши отношения с тем, что было три года назад, убедимся, что сегодня они улучшились.
— Как повлияет недавний скандал с БПЛА на взаимоотношения Израиля с Азербайджаном и Арменией?
— То, что произошло – это неправильно. Не в моей компетенции поднимать этот вопрос. Однако без внимания эта тема не останется.
— Как армяне Израиля интегрированы во внутриполитическую жизнь страны?
— Армяне интегрированы в израильское общество, при этом они сохраняют свою культуру, традиции. Уже до того, как войти в дом армянина, ты знаешь, как радушно там тебя встретят. При этом обязательно будет накрыт стол. Армяне – особенные, теплые, гостеприимные люди с большим сердцем. Это в Израиле очень любят. Армяне не забывают о своем прошлом, чтят традиции.
С нами приехала группа израильтян – выходцев из Армении, которые также будут присутствовать не некоторых рабочих встречах форума "Армения-Израиль". Мы будем рады, если наши соотечественники найдут возможность развивать бизнес в странах, откуда они приехали, ведь им знакомы и язык, и менталитет. Мы готовы предоставить им такую площадку.
— Какие преграды еще остаются на пути признания Израилем Геноцида армян?
— Позиция Израиля в этом вопросе, если сравнить с ситуацией трехлетней давности, изменилась в лучшую для армян сторону. Мы поднимали этот вопрос на заседании парламента. Обсуждение этого вопроса продолжилось в комитете по образованию, который практически объявил о признании трагедии армянского народа. Спикер нашего парламента заявил, что если бы это зависело от него, то он бы поддержал решение комитета. Я в свою очередь не раз заявляла: тех, кто поддерживает армян, сегодня намного больше, чем три года назад. Мне кажется, мы работаем в правильном направлении, однако нужно запастись терпением.
С этой темой в Израиле знакомы, есть люди, которые хотят понять, что произошло, изучают историю. Во время первого моего визита в Армению, я посетила музей у памятника трагедии армянского народа ("Цицернакаберд" – ред.). Нам рассказали о фактах, о которых и я не знала. Я задалась вопросом: в те годы, весь мир молчал о том, что происходило в Армении, следовательно, это молчание повлияло на то, что стало с евреями в 40-х годах XX столетия. Нельзя молчать, когда кто-то уничтожает народы. Мы должны быть терпеливыми и верить, что в конечном итоге Израиль также выразит свою позицию в пользу Армении. Мы знаем, что такое трагедия армянского народа, мы душой и сердцем с Арменией. Однако мы пока не можем признать трагедию по политическим соображениям.
— Что Армения может перенять у Израиля в том, что касается признания Геноцида?
— Армения делает то, что должна делать. Это рабочие визиты, постоянная связь с людьми. Нет встречи, на которой эта тема не затрагивалась бы. Тот, кто не пережил такую трагедию, не знаком с историей армянского народа, должен узнать об этом.