Арман Ванескегян, Sputnik Армения.
Шесть безответных голов, заколоченных в ворота азербайджанского "Карабаха" лондонским "Челси" в первом же матче группового этапа Лиги Чемпионов нынешнего сезона изначально были легко предсказуемы. Уж в слишком неравных весовых категориях находятся соперники, вышедшие на футбольное поле.
Да и сама Лига Чемпионов – это не то место, где футбольные команды из, как говорится, молодых да перспективных, способны рассчитывать на какие-либо поблажки со стороны грандов мирового футбола.
Скорее, закономерной можно считать крупную "сухую" победу, одержанную "Манчестер Юнайтед" вместе с Генрихом Мхитаряном над крепким середнячком "Базелем". Амбициозные гранды в Лиге Чемпионов всегда выкладываются по полной программе и всегда стараются забить в ворота соперника именно столько, сколько голевых возможностей создают в процессе игры. Без скидок и вне зависимости от места, занимаемого соперником в мировой футбольной табели о рангах.
Однако прошедший в Лондоне матч был из категории тех, что, не имея ни особой ценности в плане зрелищности, ни, тем более, в плане демонстрации футбольного мастерства, в то же время с политической точки зрения может приобрести особую значимость. Ну, где то наравне с такими громкими политическими PR-акциями международного масштаба, как, скажем, проведение в Киеве "Евровидения".
Чисто футбольные достижения?
По мнению спортивного обозревателя Sputnik Армения Хачика Чахояна, "Карабах" в большей степени уже добился спортивной цели, получив путевку в основную сетку. Но действительно ли первая азербайджанская ласточка в групповом этапе Лиги чемпионов преследовала лишь спортивные цели?
Чахоян отмечает, что "Карабах" стал в своей стране первой командой, выступившей на самом престижном турнире европейского клубного футбола.
Правда, английские издания, говоря о сопернике "Челси", в первую очередь, отмечали не спортивные достижения команды, а именно название "Карабах", который представляется как регион вооруженного противостояния.
"Вообще, в мире политические вопросы неоднократно решались посредством футбола. И кажется, что конкретно "Карабаху" в этом плане, в первую очередь, будет уделена именно такая же роль. Получается, что одним выстрелом наши соседи пытаются убить сразу двух зайцев – спортивного и, в большей степени, политического", — говорит Чахоян.
В этом плане показательно, что, согласно некоторым данным, за пять лет в развитие "Карабаха" было вложено более 200 миллионов долларов. И эти вложения, в конце концов, должны же были себя оправдать.
Были ли эти деньги инвестированы лишь для того, чтобы об агдамском "Карабахе" услышал мир? И принесет ли это достижение хоть что-нибудь в чисто спортивном плане, если на квалификационном этапе в мачте с "Копенгагеном" в стартовом составе "Карабаха" было всего три футболиста-азербайджанца, а в игре с Челси участвовали пятеро граждан Азербайджана, из которых лишь двое этнические азербайджанцы?
Торчат финансовые уши?
Итак, подводим итог: провальный старт азербайджанской команды, в первую очередь, свидетельствует о том, что футбольный клуб "Карабах" – это действительно рекламный и политический PR-проект.
Проект для наших восточных соседей достаточно успешный. Хотя бы тем, что некоторые британские (и не только) околоспортивные масс-медиа достаточно подробно расписали, почему команда с таким названием играет не в Агдаме, а в Баку.
С другой стороны, шесть безответных мячей, пропущенных в первом же матче, могут сыграть и злую шутку над теми, кто вкладывал в PR-акцию солидные деньги.
Слишком уж настойчиво торчали "финансовые" уши за спиной чересчур низкосортной (в спортивном плане) игры команды из Азербайджана. И в подобном случае следовало бы задаться вопросом — а стоила ли игра свеч? Правда, вопрос не для нас. Тем более, перефразируя классика, "…финансы не мои, а Филип Филипыча".
Мировому футбольному сообществу следовало бы обратить внимание на откровенно провокационное название футбольной команды, пробившейся в групповой этап Лиги Чемпионов.
Понятно, что посредством спорта иногда пытаются решить вполне предметные политические проблемы глобального масштаба. Удастся ли на этот раз?