Арман Ванескегян, политический обозреватель Sputnik Армения.
Симбиоз на линии соприкосновения
По обе стороны противостояния сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта безмерно уважают, к их мнению прислушиваются, аккуратно делают все, что они рекомендуют. Ну случается порой сбой структуры – попадут под обстрел азербайджанской артиллерии в приграничье наблюдатели от ОБСЕ, когда приезжают проводить мониторинг того или иного района, с кем не бывает. Не разобрались на противоположной стороне, стрельнули невпопад.
Наблюдатели и сами это отлично понимают, но предпочитают шума не поднимать, отмолчаться. Так ведь и мы особо не жалуемся, что эти наблюдатели предпочитают не говорить о том, что видели собственными глазами — не распространяются, какая из сторон первой стала стрелять. Все это приводит к тому, что получается своеобразный фронтовой симбиоз между сторонами конфликта и структурой ОБСЕ.
Тем более что наблюдателей этих и винить не за что. Они не по своей воле на линию соприкосновения попадают – полтора года тому назад в Санкт-Петербурге, в присутствии трех президентов, было решено увеличить их количество, чтобы повнимательнее следить за тем, кто первый из сторон нарушает режим перемирия.
Вот и следят. Очень внимательно. А то, что ни разу не зафиксировали нарушений – так это же не их вина: надо еще разобраться в горной местности, с какой стороны пушка грохнула, а с какой – мина полетела. Отчасти такой симбиоз произошел на основе молчаливого взаимопонимания. Но вот поменяли одного из трех сопредседателей – и все налаженное прахом. Новая метла, как известно, метет по-новому.
Два сопредседателя из США – один почерк
С поста сопредседателя Минской группы от США 28 августа ушел Ричард Хогланд. Перед своей отставкой он удивил всех тем, что вдруг перечислил те самые 6 пунктов карабахского урегулирования, над которыми три государства (два состоявшихся и одно непризнанное), совместно с теми же сопредседателями Минской группы, бьются вот уже 8 лет.
Не соглашаются практически со всеми пунктами, но все равно бьются, поскольку иного документа попросту не существует. То есть мы все знаем эти пункты назубок, до мелочей. Ответ на вопрос, почему Хогланду понадобилось еще раз достаточно подробно повторять все это перед своей отставкой, — покрыт мраком. После него пришел Эндрю Шефер, который выдал не менее незаурядный комментарий, чем ранее его предшественник.
Как бы объяснить господину новому сопредседателю поделикатнее, в соответствии с дипломатическим протоколом, что когда он на полном серьезе отвечает журналисту, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ изначально предполагают, что решение карабахского вопроса "должно основываться на международном праве, которое включает Хельсинский заключительный акт и принципы неприменения силы или угрозы применения силы, территориальной целостности, равноправия и самоопределения народов", то он попросту толчет воду в ступе?
Потому что я еще не видел ни одного дипломата (а на своем журналистском веку я их многих перевидал, начиная с 1990 года), который взял бы на себя смелость определить, что важнее – принцип территориальной целостности государства или принцип самоопределения народов? И уж тем более не видел никогда и никого из иностранных дипломатов, который признал бы, что в случае с Карабахом принцип территориальной целостности неприемлем хотя бы потому, что в состав территории современного Азербайджана он (Карабах) никогда не входил. Была НКАО (Нагорно-Карабахская автономная область), которая входила в состав Азербайджанской Социалистической Республики.
Дипломатический ликбез для общественности
Все об этом знают, в частных беседах признаются, что все именно так и обстоит, однако ни разу официально не скажут: предпочтут поступить как Шефер – то есть никак.
Эти самые азбучные истины, которые нам сейчас откровенно пропагандирует американский сопредседатель, мы проходили как раз в те времена, в начале девяностых, когда карабахский конфликт только-только завязывался в тугой узел. И мы, журналисты, именно тогда работающие "в поле", это все учили с нуля, изначально.
И, как говорят в таких случаях, настоящие журналисты заговаривать зубы общественности умеют получше, чем господа Ричард Хогланд и Эндрю Шефер со своими дипломатическими чинами. Для этого противоборствующим сторонам вовсе не нужна была такая организация, как Минская группа ОБСЕ, которая, работая с 1992 года, по большому счету, за последние два десятилетия ничего, кроме нескольких безрезультатных встреч президентов, так и сделать не смогла. Даже, как уже было сказано, до сих пор ни разу не определила – которая из сторон в очередной раз нарушила договор о перемирии на линии соприкосновения. Даже в апреле 2016 года…
На самом деле понятно, что вся эта бессмыслица с политическим ликбезом затеяна новым американским сопредседателем Минской группы только для того, чтобы в преддверии встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана в Нью-Йорке на этой неделе произнести коронную фразу Минской группы ОБСЕ "…ответственность за мир несут президенты Армении и Азербайджана".
Понятно, что ОБСЕ и в дальнейшем будет делать все возможное, чтобы уравновесить позиции двух конфликтующих сторон, даже если с точки зрения логики и очевидно, кому сегодня выгодно мирное решение вопроса, а кто практически нарывается на военное решение конфликта. Ну что поделать, у них, у дипломатов, работа такая. Нам, видимо, следует просто к этому привыкнуть. Ну и особо на них не надеяться.