Когда родина в опасности
Родина не может быть только местом пламенных речей и абстрактных чувств. Когда наступает решительный момент и родина в опасности, нужно быть готовым ради ее спасения пожертвовать буквально всем.
"У меня четверо сыновей, всех четырёх отдаю в распоряжение правительства, Национального совета и твоё, а четыре мои дочки с готовностью берутся за любую работу в тылу, делают всё, что умеют. У меня, несомненно, нет ничего, кроме этого, следовательно, я ничего не пожалею, лишь бы нам удалось со всеми честными народами и свободолюбивыми душами отодвинуть надвигающуюся опасность и защитить наши священные права и свободы. Я непоколебимо верю в твой опыт, проверенный в бурях испытаний, в твой горячий патриотизм и свободолюбие, также в твое человеколюбие и врожденный большой талант военачальника и готов прийти когда и куда угодно, отозвавшись на твой братский зов", — пишет великий армянский писатель Ованес Туманян Зоравару Андранику в декабре 1917 года.
Таким образом писатель в 1917 года отреагировал на зов Андраника спасти родину от надвигающейся опасности. Туманян без колебаний предоставил ему своих совершеннолетних детей: четырех сыновей (как солдат) и четырех дочек (как сестер милосердия).
"Призыв" Андраника армянскому народу
В конце 1917 — начале 1918 года над армянскими губерниями нависла угроза нашествия турецких войск. Первая мировая война еще шла, когда из-за Октябрьской революции в России регулярные российские войсковые соединения ушли с Южного Кавказа. В этих тяжелейших условиях формирующиеся армянские военные силы пытались сделать невозможное – как-то спасти ситуацию и удержать хоть какую-то часть Западной Армении. Однако в условиях отсутствия национальной государственности, расформирования фронта со стороны правительства Закавказья и нападения превосходящих турецких сил, увы, этого сделать не удалось.
Против турецких регулярных войск в то время сражался Армянский корпус под командованием Товмаса Назарбекяна и Особая армянская стрелковая дивизия под руководством Андраника Озаняна. 22 декабря 1917 года в армянской прессе публикуется "Призыв" Зоравара Андраника армянскому народу.
В нем полководец призывает всех, кто умеет держать оружие, прийти и сражаться за спасение родины. Представим отрывок из этого "Призыва".
"Я обращаюсь ко всем мужчинам, способным держать оружие, без классового разделения — от крестьянина и ремесленника до представителей высших слоёв — интеллигенции и богачей. Я обращаюсь с призывом ко всем совершеннолетним школьникам — пусть возьмутся за оружие, пусть идут на фронт. Обращаясь ко всем матерям и сёстрам, призываю их не принимать под своим священным кровом иуд и предателей, пусть плюнут им в лицо и отправят в казармы. Предательница та мать, которая поощряет своего сына, мужа или брата остаться дома как лишённого сил и утратившего любовь к свободе".
Ованес Туманян в этот роковой миг своим патриотичным поведением стал примером для всех, сразу же откликнувшись на зов Андраника. Через день он обратился к Зоравару с открытым письмом, которое нашло большой отклик и подняло волну воодушевления среди армянской общественности.
Туманян считал, что в то время каждый армянин должен был добровольно помогать войскам, и принял на себя обязательство "ежемесячно выплачивать с этой целью сто рублей в нашу общую сокровищницу".