Бородатый анекдот про последнего еврея, уезжающего из СССР, которому напоминают не забыть перед отлетом выключить в Шереметьево свет, оказывается, может быть применим и к сегодняшней армянской действительности. Во всяком случае, если тенденция роста эмиграции из Армении сохранится еще более или менее продолжительное время.
Национальная статистическая служба утверждает, что население страны вот прямо сейчас составляет без малого 3 миллиона человек. Профессиональные пессимисты из особо критически настроенных СМИ говорят о постоянном населении, меньшем на миллион. Истина, как обычно, находится где-то посередине, и реальной ощущается цифра в два с половиной миллиона жителей. Но не в цифрах дело вовсе, а в той самой тенденции, а она такова, что никаких факторов, способных заставить ее изменить направление "вектора развития" (прошу прощения за канцеляризм) на обратное, на текущий момент не просматривается абсолютно.
А между тем буквально только что на открытии форума "Армения – Диаспора" президент Серж Саргсян заметил, что "демографические тенденции в нашей стране беспокоят и являются следствием многочисленных объективных и субъективных факторов", и заявил о важной цели — увеличении населения Армении к 2040 году минимум до 4 миллионов. По его словам, это предполагает достижение серьезных показателей иммиграции в Армению в предстоящие 25 лет.
Президента поддержал премьер-министр Карен Карапетян.
"Да, это возможно, если мы обеспечим рост экономики, создадим рабочие места, увеличим рынки и возможности для бизнеса. Это получится, даже если не я буду премьером, если будем осуществлять грамотные шаги", — сказал он.
Учитывая то обстоятельство, что через 23 года, к 2040-му, ни Саргсян, ни Карапетян, при всем уважении, скорее всего, не будут занимать никаких государственных постов – просто по возрасту хотя бы – эти заявления ни на кого не накладывают никаких обязательств.
Сейчас оставим в сторону вопрос, почему мероприятия по устранению "многочисленных объективных и субъективных факторов", порождающих неблагоприятные "демографические тенденции", не стартовали в любой из прошедших 26 лет независимого статуса страны. Не стартовали вот, и бессмысленно копаться в прошлом, это ничего не изменит. День сегодняшний интереснее и важнее.
Но эти мероприятия, несмотря на то, что до заявленного в качестве срока исполнения 2040 года осталось, по историческим меркам, всего ничего, стартуют даже не сегодня, они опять откладываются.
"Следующая конференция "Армения-Диаспора" будет собранием для обсуждения общеармянской программы "4-миллионная Армения" и действительным началом ее реализации", — сказал президент. То есть все намечено начать только тогда.
А между тем есть тысячи вещей, которые можно сделать уже сегодня, и об этом говорилось 4 миллиона раз. Это реальное снижение уровня коррумпированности, реальные шаги к демонополизации экономики, создание реально равной конкурентной среды, реальное исполнение законов, возможность добиться реальной справедливости в судах, реальная защищенность – социальная и правовая – граждан, и еще 4 миллиона реально важных пунктов. Одна только демонополизация в определенной мере сократит эмиграцию – когда предприниматель, без риска для своих вложений, а то и здоровья, сможет, например, беспрепятственно заниматься импортом бананов или сахарного песка, а не разочаруется во всем, обанкротится, махнет рукой и уедет.
Для того чтобы делать реальные шаги, вовсе не нужно ждать следующего форума, на нем в этом отношении абсолютно никаких новых идей высказано не будет, а 4 миллиона проблем не потеряют своего первоочередного значения. Начинать нужно было вчера, на худой конец — сегодня, иначе заявления останутся очередной прокламацией, чем-то вроде предвыборных обещаний, в которые уже давно никто не верит, и мало кто их вообще слушает и читает.
Диаспора делала, делает и будет делать много чего хорошего для Армении, но есть 4 миллиона проблем, с которыми невозможно справиться снаружи, это реализуемо только изнутри. И ждать следующего саммита с диаспорой для того, чтобы только начать обсуждение этих проблем – это нивелирует саму идею.
И вот еще какая крамольная мысль закрадывается: а может быть, не нужно ставить амбициозных целей и заявлять, что к такому-то году в стране должно быть столько-то населения? Может, лучше принять данность, что в Армении сейчас живет два с половиной миллиона и постараться просто сделать так, чтобы эта цифра не уменьшалась? Если начать — на деле, а не декларативно — решать хотя бы половину из накопившихся проблем, почему-то кажется, что положение стабилизируется. Может, не стоит гнаться за тем, чтобы эмиграция вот непременно сменилась иммиграцией, ведь при определенных условиях это произойдет само собой.
Чтобы обычный человек, защищенный от чиновничьего и олигархического произвола, занялся бы своим немудреным или даже крупным бизнесом, не боясь, что к нему придут этот бизнес отбирать, обложат поборами или вообще не разрешат ничего делать. Чтобы увеличивались рабочие места, которые создадут ресурс для роста населения до 3 миллионов, затем – до 3 с половиной. А когда оно, это население, достигнет 4 миллионов – в 2040, или в 2050 году, это, на самом деле, не так уж и важно. Вон, в Бангладеш (не путать с Юго-западным массивом Еревана) все 170 миллионов живут, а толку, если страна – одна из беднейших в мире?
И вот тогда из той же диаспоры люди потянутся домой – это же так очевидно… Но это требует не лозунгов, а реальной работы.