Лаура Саркисян, Sputnik Армения.
Азербайджанское и турецкое общества находятся в информационном вакууме. Как считает военный обозреватель razm.info Тарон Оганесян, в этих странах серьезная проблема со свободой слова и СМИ.
Он уверен, что Армения, с учетом существующих в этих странах реалий, может использовать эту ситуацию в своих интересах. Это позволит изменить ход информационной войны.
"Общества Турции и Азербайджана имеют дефицит информации в разных сферах. Этот пробел, при желании, может заполнить Армения, передавая объективную информацию о ситуации в этих странах на площадках своих ресурсов", — сказал Оганесян.
В Турции и Азербайджане, по его словам, любой поток информации фильтруется и контролируется властями стран.
К примеру, информация о ситуации на линии соприкосновения должна быть строго согласована с пресс-службой минобороны Азербайджана.
В результате армянские СМИ, зачастую, передают информацию оперативнее, нежели азербайджанская пресса.
Когда за свободу слова сажают за решетку
В Турции ситуация со свободой слова сложнее. Она вышла в лидеры по количеству заключенных журналистов в мире, согласно данным "Freedom of the Press 2017", тем самым пополнив список стран несвободных СМИ.
Ситуация со свободой слова и СМИ в Турции ужесточилась после попытки государственного переворота в июле 2016 года. В этот период в Анкаре были задержаны около 158 журналистов и работников СМИ. Таким образом, в Турции с 20 июля по 1 декабря 2016 года было закрыто 109 СМИ, в том числе и крупные информационные агентства.
"Журналистов в Турции сегодня сажают за антиправительственные высказывания, ненужные для властей публикации, участие в попытке госпереворота, поддержку оппозиционного исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена и курдской Демократической партии", — сказал Оганесян.
Так за решеткой оказались крупные оппозиционные журналисты, среди них представители турецких оппозиционных СМИ Cihan и Zaman, которых считают связанными с оппозиционным исламским проповедником Фетхуллахом Гюленом, проживающим в США. Гюлена сегодня считают одним из организаторов переворота 2016 года, а следовательно и всех тех, кто ему симпатизирует.
Учитывая несоразмерность медиаполя Турции и Азербайджана, количество журналистов, взятых под стражу в Баку, меньше чем в Анкаре почти в 12,5 раза. Из 160 политзаключенных в Азербайджане, по данным различных международных организаций, только 12 журналистов и сотрудников медиа.
Однако если в Турции открыто говорят, за что сажают за решетку, то в Азербайджане ситуация иная. Оппозиционные журналисты часто проходят по уголовным делам о незаконном обращении оружия, наркотиков, а также незаконном владении имуществом.
На решение официального Баку о помиловании того или иного журналиста могут повлиять международные организации. Так руководитель оппозиционного азербайджанского информационного агентства Turan Мехман Алиев был освобожден только после вмешательства европейских организаций. Алиев попал в тюрьму, согласно официальной версии, за неуплату налогов в размере 22 тысяч долларов.
В отличие от Турции, где есть поле для хоть и маленьких, но существенных маневров, в Азербайджане оппозиционных СМИ нет. Даже издание haqqin.az, позиционирующее себя как оппозиционный ресурс, также является провластным.
Баку и Анкара играют в одни ворота
Анкара поддерживает младшего брата Баку и в этом вопросе. Во время ареста журналистов в Турции, после июльского путча, под стражей оказались три азербайджанских журналиста из сайта оппозиционного азербайджанского интернет-телевидения Meydan TV.
По мнению Оганесяна, это свидетельствует о сотрудничестве Азербайджаном и Турцией в этом вопросе.
Он уверен, что представители азербайджанских СМИ были взяты под стражу по просьбе Баку.
По данным международной правозащитной организации "Репортеры без границ" за 2017 год, Армения, занимая 79 позицию в индексе свободы прессы, опережает Азербайджан — 163 место и Турцию — 155 место.