Айк Арсенян родился в Ереване, однако успел объездить с гастролями почти весь мир. Концерты он начал давать в столь раннем возрасте, что, по словам друзей, за роялем его даже не было видно. А в 11 лет Айк исполнил "Реквием" для фортепиано с оркестром собственного сочинения, который посвятил жертвам страшного землетрясения в Спитаке 1988 года…
Сегодня Айк преподает в престижной Школе искусств "Тиш", является лауреатом многочисленных премий и наград, а с 2012 года руководит отделом прикладных искусств Всеармянского благотворительного союза (AGBU). О предстоящем выступлении, своем отношении к музыке и курьезах на концертах Айк рассказал в интерью Sputnik Армения. Беседовала Лилит Арутюнян.
— Айк, 4 октября состоится ваш первый концерт в Армении за 25 лет. С чем было связано такое затишье?
— Как-то все не получалось. Было много приглашений, но все почему-то срывалось в последний момент… Армения в моих планах всегда на первом месте, если возникает какая-то идея, проект, я, в первую очередь, именно о ней задумываюсь.
— Волнуетесь?
— Очень! Наверное, никогда и нигде так не волновался, как здесь. Я хорошо понимаю, что есть определенные ожидания, и очень хочется их оправдать. Это похоже на то, когда после долгого отсутствия ты возвращаешься в семью и хочешь показать себя с самой лучшей стороны. Ты словно хочешь сказать: "Видишь, я был достоин того, чтобы ты отпустила меня, но я вернулся, я твой, и ты правильно сделала, что позволила мне уйти". Понимаете, выступление в Нью-Йорке тоже для меня очень ответственно, но там я как бы свой, и каждое представление превращается в приятную беседу. А в Армении эта беседа только-только должна начаться. И я очень надеюсь, что она будет иметь продолжение.
— Кто еще выступает с вами в составе Prospect Piano Trio?
— Скрипач Сами Мардинян и виолончелист Майкл Николас. Оба – потрясающие музыканты. Мы решили представить произведения авторов, которые в определенный период своей жизни творили в Нью-Йорке. Так, мы исполним очень интересное, эклектическое PianoTrio Леонардо Бернстайна. Бернстайн известен как композитор мюзиклов, но это произведение написано в классическом стиле. Он создал его в 17 лет, но позже возвращался к нему, вносил изменения. Кроме того, в репертуаре — "Времена года" Астора Пьяцоллы и трио Антонина Дворжака.
Концерт, если не ошибаюсь, благотворительный…
— Да, вход по пригласительным, но мы организовали фандрайзинг. В рамках AGBU есть программа – Musical Armenia, которым я руковожу. Так вот, в рамках этой программы музыканты из разных стран мира приезжают сюда, чтобы изучить армянскую музыку. Среди них и наши соотечественники из диаспоры, и иностранцы. К примеру, у нас был бесподобный скрипач из Шри-Ланки, звезда Болливуда, который собирает стадионы. Он приехал сюда, чтобы научиться игре на дудуке. Кроме того, он учился исполнять произведения армянских авторов, Комитаса, к примеру, на скрипке. В этом году к нам приехал буддист из Аргентины, чтобы научиться игре на кеманче. Таким образом, эти музыканты распространяют нашу культуру, искусство.
— Как правило, музыканты, художники и другие деятели искусства зачастую идут по стопам родителей или близких родственников. Но, насколько мне известно, ни ваш отец, ни мама не имеют к музыке отношения. Откуда такая любовь к музыке?
— Верно, никто из моих родителей не занимается искусством. Более того, и пианино дома не было. Но большая любовь к музыке свойственна всем членам нашей семьи.
Музыкальность во мне почувствовала мама, и бабушка купила пианино. С этого момента все пошло-поехало… Мне было около трех, но я не просто бил по клавишам, а наигрывал мелодии.
Семья меня очень поддерживала во всех начинаниях, мною гордились, и это сильно воодушевляло. Ведь жизнь музыканта не такая уж и сладкая: ты изначально знаешь, что не станешь миллионером, что твое детство будет сильно отличаться, ведь ты не сможешь часы напролет бегать и играть с ребятами во дворе. Карьера музыканта требует много компромиссов, упорного труда. Поэтому очень легко бросить ее, если не получаешь определенной оценки со стороны близких людей.
— Какие случаи или события сыграли решающую роль в вашей карьере?
— Их несколько, и не все они положительны. Просто некоторые вызывали бурю эмоций, переживаний. К примеру, землетрясение 1988 года меня потрясло. Мне было десять лет, я просыпался ночью, и музыка буквально выливалась из души…
Таких трамплинов, которые окрыляли, было много на протяжении моей жизни. Однако событий, которые "выщипывали" перья из крыльев, тоже было немало. И нужно было время, чтобы они снова отросли.
— Расскажите о самом курьезном случае во время выступлений.
— Они тоже часто случаются… Однажды в Испании, в огромном центре искусств я перепутал концертный зал (их там было несколько), и чуть было не пропустил свое выступление. Самое смешное, что когда я зашел туда порепетировать, свет был выключен, хотя так обычно не бывает. Но я решил, что раз это Испания — жара, сиеста, то это, наверное, нормально, и сам включил свет… После этого менеджер уже не оставлял меня одного.
А однажды в Сицилии во время игры большой палец правой руки застрял в манжете левой. Я давал концерт под открытым небом. Место было потрясающе красивым, но даже вечером стояла сорокоградусная жара. А я выступал в смокинге и умирал от жары. Вдруг палец как-то влез в манжет: несколько нот пришлось исказить.
— Если бы потребовалось оставить лишь одно музыкальное произведение, какое вы бы оставили?
— О Боже, не могу сказать, это очень сложно!..
— Хорошо, давайте оставим лишь одного композитора?
— Все равно сложно. Мне многие композиторы близки, и они настолько разные. Обожаю армянских композиторов. Очень люблю Рахманинова, а по Баху просто с ума схожу. Он — бог богов музыки, для меня — Зевс музыки…
— Согласно статистике, только один ребенок из 100 тысяч, занимающихся музыкой, становится музыкантом. На ваш взгляд, стоит ли за это браться остальным?
— Однозначно.
— Почему?
— Во-первых, потому что потребность в музыке очень естественна для человека, точно так же, как потребность в еде, в отдыхе. Дети начинают петь до того, как начинают говорить. Она сильно развивает мышление, координацию, деликатность, внимание к деталям, терпение. Кроме того, она оказывает оздоровительное воздействие на человеческий организм. Не только люди, но даже животные и растения подвержены ее влиянию…