Прогресс порой заметен в деталях, и в этом зачастую убеждаешься на собственном опыте.
Свадебная церемония и есть такой опыт, в очередной раз подтвердивший, что здоровая конкуренция, важнейший компонент развитой экономики, есть и у нас, и скоро она проникнет в те сферы, где ее пока нет.
Не секрет, что в организацию свадьбы вовлечены различные компании, занимающиеся самыми разными вопросами — от свадебных залов и музыкантов до аренды автомобилей и праздничных столов. Прежде мне казались странными рассказы знакомых о том, что для организации свадьбы им пришлось взять кредит. В самом деле, человеку среднего достатка трудно устроить праздник, какой его душе угодно — слишком много затрат. В последние недели я убедилась, насколько алчными могут быть некоторые бизнесмены, и насколько великодушными — другие поставщики. Меня приятно удивила открытость наших винодельческих компаний, их готовность к разумному сотрудничеству.
В то же время поведение большей части компаний, занятых в этой сфере, абсолютно неприемлемо, грубо, прямо противоположно стилю работы хорошей организации.
Можно было предположить, что организация, обслуживающая свадебную церемонию, могла затребовать крупную сумму. Так принято в мире. Это особенный день: спрос велик, а предложения со стороны поставщиков — нет. Однако есть точка пересечения интересов поставщика и клиента, на которой цена уже не повышается. Это закономерность, это также принято в мире, но в Армении подобные случаи — исключение из правил.
К примеру, молодая пара решила организовать скромную свадебную церемонию. И все-таки, при всей скромности, есть вещи без которых обойтись трудно. Например, шатры, аренда автомобиля, типографские услуги.
Было неприятно, когда компании, узнав, что речь о моей с Левоном свадьбе, требовали двойную цену. Уверена, точно так же они поступили бы с любой другой парой, если бы молодожены были открытыми, душевными людьми или же нормально зарабатывали.
Но во всем этом есть и хорошая для экономики Армении новость. Недобросовестные компании, завышающие цены на свои однообразные услуги и товары, вступили в конкуренцию. И это прогресс по сравнению с тем, что было в Армении лет 20 назад. Конкуренция — признак того, что экономика работает.
20 лет назад, когда в этой сфере действовали одна-две компании, потребители, не имея выбора, вынужденно соглашались на их условия, терпя большие убытки. А сегодня приятно удивляют новые, более выгодные предложения одних и тех же товаров и услуг.
Не нужно бояться, если даже нет выбора. Приведу собственный пример. Поставщиком праздничных шатров была единственная компания, запросившая астрономическую сумму. Я и тут нашла выход из положения. Необходимые для свадебной церемонии шатры приготовила из импортной ткани. Это оказалось куда дешевле, чем аренда шатров на один день. Теперь я буду предлагать эти шатры ивент-менеджерам по намного более разумной цене. А у бывшего единственного поставщика появится конкурент в моем лице.
Думаю, безнравственно требовать у отчаявшихся молодоженов средств, которых порой не хватает на оплату музыкантов, огромных денег за аренду автомашины. Что делать в таких случаях? Конечно же, обращаться к конкурентам.
Если мы хотим развитой экономики, компании должны считаться с конкурентами и общественным мнением.
20 лет назад в Армении все строилось на личных связях и влиянии. Ты должен был принять любую цену, которую называл поставщик. Но страна развивается, развивается и конкуренция в самых разных сферах. Это хорошо для потребителей, хорошо тем, что стимулирует экономическую активность.
Так что не верьте единственному поставщику. Ищите другие, более доступные и приемлемые варианты. Велика вероятность, что вы их найдете.
Конкуренция оздоровляет. Хочется обратиться к тем компаниям, которые все еще руководствуются старыми экономическими законами.
1.Не будьте лицемерами, не делайте вид, будто желаете развития Армении. Ваши дела говорят о прямо противоположном.
2.Опасайтесь конкуренции. Армяне народ созидающий, трудолюбивый. Вы никогда не будете единственными. А конкуренты с каждым днем становятся лучше вас.
3.Прислушивайтесь к общественному мнению. Чем больше недовольных вашей работой, тем негативнее общественное мнение, тем хуже для вашего бизнеса, а значит, тем ближе его конец. Мнение о вашей компании в долгосрочной перспективе куда важнее, чем связи, которые, как вам кажется, у вас есть.
Экономика сильнее одной компании. У нее свои законы. Вместе конкурирующие армянские компании сильнее, чем одна. Начните конкурировать, действуйте по логике реального бизнеса. В противном случае конкуренция и общественное мнение съедят вас заживо.
Конкуренция и общественное мнение съедят вас заживо.