ЕРЕВАН, 9 окт – Sputnik. Членство Армении в ЕАЭС не мешает Еревану подписать соглашение об ассоциированном членстве с Европейским союзом, считает доцент кафедры региональных проблем мировой политики факультета мировой политики МГУ имени М.В.Ломоносова Людмила Бабынина.
Армения надеется на подписание документа на предстоящем саммите Восточного партнерства, который состоится 24 ноября 2017 года в Брюсселе.
"Законодательство Армении было несколько скорректировано под европейские нормы, однако это не мешает стране находится в составе ЕАЭС, а также не противоречит логике развития европейского пространства в широком смысле", — сказала в беседе с корреспондентом Sputnik Армения Бабынина.
Подписание соглашения об ассоциированном членстве Армении с ЕС, а также возможное создание зоны свободной торговли – станет уникальным событием, считает эксперт.
Армения будет единственной страной, участвующей в двух интеграционных процессах. Однако проблемой может стать возможное создание зоны свободной торговли с ЕС, что сегодня практически невозможно.
"Если одно государство имеет нулевые таможенные тарифы с другим, и создает зону свободной торговли с каким-либо интеграционным блоком, противоречащим политике страны-партнера, то тут возникает проблема. Получается, товары из стран данного интеграционного пространства могут свободно попадать на прилавки соседних стран", — сказала Бабынина.
По ее словам, с учетом всех этих нюансов можно сказать, что в ближайшей перспективе зона свободной торговли Армении с ЕС создана не будет.
Ассоциированное соглашение – крест на вступлении в ЕС?
Европейский союз обычно предлагает подписание соглашения об ассоциированном членстве странам, которые не могут стать полноценными членами ЕС. Каждому государству, исходя из политической и экономической обстановки в стране, ЕС предлагает свои, зачастую гибкие, формы сотрудничества. Не стал исключением и Ереван.
"Армения, как и все страны западного постсоветского пространства, входят в политику соседства, т.е. в число стран, не имеющих перспектив членства. Это касается и Украины с Грузией", — сказала Бабынина.
Страны, с которыми ЕС поддерживает тесные отношения, следуют общеевропейским ценностям: верховенство закона, соблюдение демократических норм, прав меньшинств, борьба с коррупцией и т.д. Это не просто декларация о намерениях, а интенсивное развитие по многим направлениям, как политического, так и экономического характера, считает эксперт.
Однако в отличие от стран – членов ЕС, ассоциированное членство не предусматривает влияния стран, подписавших соглашение, на те или иные процессы, которые происходят в союзе.
"Эти страны вынуждены принимать нормы и правила ЕС, в обсуждении которых они априори не участвуют", — сказала Бабынина.
А какова выгода от соглашения?
Соглашение об ассоциации с ЕС — стандартный договор, предусматривающий программу широкого сотрудничества как экономического, так политического. Эксперт уверена, что подписание соглашения отразится на экономике, правовой сфере Армении.
Она считает вполне нормальным и то, что законодательство Армении сверено с европейским.
"Это не потому, что страна хочет подстроиться под западные нормы – это необходимость, для работы", — сказала Бабынина.
Программа "Восточное партнерство" предусматривает перспективу ассоциации с ЕС. Планировалось, что Ереван подпишет с ЕС соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли в ноябре 2013 года на вильнюсском саммите "Восточного партнерства". Однако за два месяца до этого Армения объявила о намерении вступить в Таможенный союз и участвовать в евразийской интеграции. Армения присоединилась к Евразийскому экономическому союзу с января 2015 года.
Совет ЕС в ходе заседания на уровне министров иностранных дел в Люксембурге 12 октября 2015 года уполномочил Еврокомиссию начать переговоры о новом всеобъемлющем соглашении с Арменией, которое заменит действующее соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и республикой.