Ашот Геворкян, Sputnik.
Эдмон Кеосаян был одним из первых режиссеров, рассказавших о Ереване и ереванцах. Сколько поколений выросло на его "Неуловимых мстителях", сколько поколений знает и любит героев его культовой картины "Мужчины".
Автор этих строк лично знал и многому научился у Кеосаяна-человека и режиссера. Для Эдмонда, профессионала высшей пробы, главной в кино, будь то российском или армянском, была национальная идея.
Он всегда оставался верен своему стилю – показывать национальное. Именно поэтому его называли "своим среди чужих, чужим среди своих".
Не мне давать оценку его творчеству, это сделала история.
Эдмонд Кеосаян, один из титанов армянского и советского кино, занимает достойное место в мировом кинематографе. Эдмонд, проведший детство в месте ссылки в Сибири, учившийся и работавший в Москве, остался армянином, сделал национальную идею делом своей жизни. В этом он видел предназначение своих картин.
Когда мать будущего режиссера вместе с шестью сыновьями навестила мужа, отбывавшего срок в ленинаканской тюрьме, отец обнял шестимесячного Эдмонда и, указав на двух других сыновей, сказал жене: "Они постарше, запомнят отца, а этот малыш – нет. Не меняй его фамилию, он станет большим человеком".
Представляю вниманию читателей стенограмму последней записи Мастера, которая была сделана в 1992 году на его даче в селе Уши.
"Я продавал билеты в кинотеатре. Учился я неважно, посещал только уроки по гуманитарным предметам, почитал учительницу русского языка и литературы, светлой памяти товарищ Азатян, учителя по кличке "Лом". Он вошел в класс и сказал: "Началась война, стране нужен лом". И целую неделю собирал лом: таким был его вклад в борьбу с фашизмом. Так его и прозвали "Ломом", — говорит Кеосаян.
Математику он не любил, убегал с уроков в кино.
"Я по несколько раз смотрел один и тот же фильм, переходил из зала в зала, с одним билетом на руках весь день проводил в кинотеатре вместе с друзьями", — рассказывал Кеосаян.
В Москве он получил образование как "арменфильмовец". По окончании учебы Эдмонд должен был вернуться на родину. На четвертом курсе он снял короткометражный телевизионный фильм "Лестница", который участвовал в международном кинофестивале в Монте-Карло. Лента получила главный приз за режиссуру. Так начался его большой путь в кино.
Кеосаян не пожелал возвращаться в Армению, поскольку здесь заказывали четыре фильма в год, а на "Мосфильме" Эдмонд получал один заказ за другим. Вот и решил остаться в Москве.
В 70-е годы Эдмонд Кеосаян работал на "Арменфильме", снял фильмы "Мужчины" и "Ущелье забытых сказок". Хорошо встретил зритель его ленты "Когда наступает сентябрь" и "Звезда надежды"…
Стою перед звездой Эдмонда Кеосаяна, открытой напротив кинотеатра "Москва"… Нахлынули воспоминания, неизгладимые воспоминания… Дохожу до памятника "Мужчины", останавливаюсь… Как здорово было бы, если бы ваше кино возродилось, Мастер… Может, культура и есть путь к нашему возрождению?