Сделав головокружительную актерскую карьеру, увенчанную номинациями на "Оскар", премий Эмми и призами за вклад в мировое кино, Малкович погрузился в поиски новых жанров, форматов и площадок самовыражения. Так, он принял участие в фотопроектах Сандро Миллера, перевоплощаясь в Дали, Че Гевару, Эйнштейна и даже Мэрилин Монро, становился лицом видеоигры Call of Duty и даже снялся в клипе Эминема.
Этим самым голосом Малкович записал аудиокнигу "Завтрак для чемпионов" Курта Воннегута, но "уроженцу" сцены, "обитателю" экрана и заядлому меломану одного только голоса было недостаточно, и тут он решил поэкспериментировать, используя возможности синтетических жанров, где его голос вплетался в канву симфонического произведения (и не только) и наоборот.
Новаторским жанр не назовешь, ведь подобные опыты ставили многие артисты – от Йокко Оно до Леонарда Коэна. Однако даже здесь метаморфозы Малковича не перестают удивлять: Малкович, под музыку Шнитке или концептуальные модуляции в стиле эмбиент, читает все — от прозы аргентинского эссеиста Эрнесто Сабато до пещерных аллегорий Платона и критической театральной рецензии — причем разгромной, и в свой же адрес.
Несколько лет назад в рамках Стамбульского театрального фестиваля Малкович представил спектакль "Адская комедия" — автобиографию серийного убийцы Джека Унтервегера. Получив свою порцию бурных оваций и восторженных отзывов, Малковичу через некоторое время посылают перевод крайне негативной рецензии, написанной турецким театральным критиком. В тексте критик призывает власти запретить Малковичу въезд в Турцию.
"К сожалению, депортировать его уже поздно. Не позволяйте Малковичу снова пересекать границу Турции с такой отвратительной игрой. Отправьте его обратно в Чикаго, в Театр Steppenwolf, где он начал свою карьеру и заставьте его заново изучить современный театр. Если он приедет снова, устройте ему прослушивание прямо в аэропорту и только тогда ставьте визу.
Кого-нибудь другого такой отзыв мог бы, конечно, и смутить, довести до белого каления, депрессии, суда наконец. Но разве это значит быть Джоном Малковичем?
Под экспрессивную музыку австрийского скрипача Алексея Игудесмана, Малкович зачитывает яростную рецензию в свой адрес, превращая посредственный текст в саркастическое либретто, а обычную читку со сцены в экспериментальный перформанс, где музыка и текст, эго и самоирония сплетаются воедино. Кажется, только так в XXI веке может звучать "быть или не быть".
Американский актер хорватского происхождения Джон Малкович прилетел в Ереван вместе с супругой Николеттой Пейран и пианисткой Анастасией Теренковий для участия в торжественной церемонии открытия V Международного фестиваля им. Арама Хачатуряна в Ереване.