ЕРЕВАН, 10 окт — Sputnik, Давид Галстян. Нельзя делить армян на категории в зависимости от знания армянского языка и веры, сказал Sputnik Армения преподаватель факультета теологии Ереванского государственного университета Вардан Хачатрян.
Ранее министр диаспоры Армении Грануш Акопян заявила, что из более девяти миллионов армян, проживающих в мире, два миллиона — исламизированные армяне. Однако в современных реалиях они больше не скрывают свое происхождение.
"Считаются ли армянами те, кто не знает языка, кто не является христианином? Это вопрос, требующий индивидуального подхода к каждому. Я не могу назвать общего рецепта для всех. Кроме того, озвучиваемые цифры очень часто используются для манипуляций, ими играют", — сказал Хачатрян.
По его словам, объективная реальность свидетельствует о том, что на территории Турции осталось много армян. Большая часть из них приняла ислам, другие были готовы к "1001 испытанию", но сохранить собственную идентичность.
Хачатрян считает, что необходимо сделать все возможное, чтобы найти людей, которые хотят узнать о своих корнях и вернуть их к истокам.
"Я считаю, что должны быть приложены всеармянский потенциал, мобилизован ресурс армян со всего мира. Такой ресурс позволит обеспечить серьезные результаты", — сказал Хачатрян
По его мнению, несмотря на то, что люди приняли ислам, не владеют языком, внутри, на бессознательном уровне в них сидит определенный национальный элемент.
При этом Хачатрян обращает внимание на то, что нельзя разделять армян на "первую и вторую" категории из-за религиозной принадлежности.
"Это неблагодарное дело", — отметил Хачатрян.
По его словам, нужно руководствоваться следующей логикой — если человек хочет вернуться к корням, то ему нужно предоставить весь тот арсенал возможностей, который существует в современном мире.
"Корни" притягивают немногих
В свою очередь эксперт по турецко-курдским отношениям Карен Ованнисян, часто общающийся с армянами-мусульманами, сказал Sputnik Армения, что говорить об их числе на территории Турции и Иракского Курдистана — нереалистично.
Но их много — это и армяне Амшена, Диарбекира, юго-восточных областей Западной Армении (современной Турции). Еще остались села, практически полностью населенные армянами-христианами (в основном, вернувшимися после Геноцида).
"Они считают себя армянами, хотя многие говорят на курдском. Они живут по их канонам, кроме того являются мусульманами. Трудно сказать, сколько людей из них захотят интегрироваться с армянским обществом, научиться языку, либо поменять веру", — говорит Ованнисян.
Такая тенденция есть, люди хотят вернуться "к истокам", но это касается лишь небольшой части.
"От привычного образа жизни готовы отказаться немногие, всего 5-6 человек из 100", — говорит Ованнисян.
При этом он обращает внимание на то, что нужно опасаться "самозванцев", которые могут заявить о своем "армянстве".
"Надеяться на них, как на определенную силу, однозначно, не стоит. Они не активны в политической и общественной жизни, и заявления об "армянстве" зачастую служат для того, чтобы наладить какие-то родственные связи или получить какую-то выгоду", — сказал Ованнисян.
Большинство из них не стремится приобщиться к армянской культуре, а заявления о национальной принадлежности ограничиваются лишь парой фраз.
С другой стороны, он считает, что в этом направлении нужно работать. Амшенские армяне частично адаптировались к армянской реальности.
"Если раньше они рассматривали себя как отдельную часть, народ, то сейчас такого разделения нет. Они ассоциируют себя с армянами, несмотря на различия в языке. С ними была проведена успешная работа", — сказал Ованнисян.
Он отмечает, что нужно продолжать работать в этом направлении, вовлекая в знакомство с Арменией и ее культурой как можно больше (всех желающих) армян-мусульман.
При этом нужно быть очень осторожными, так как, по словам эксперта, не знаешь, кто может скрываться под "криптоармянином".