Анна Варданян, Sputnik Армения
Интерес к главному финансовому документу страны обусловлен не только объективными факторами, но и интригой, которую разворачивает вокруг него правительство Армении. Об этом в беседе со Sputnik Армения заявил глава Центра инновационных и институциональных исследований при ЕГУ Атом Маргарян.
Речь идет, в частности, о скромном бюджете, социальных выплатах, зарплатах, пенсиях и вообще — социальных расходах.
Исследуя динамику показателей консолидированного бюджета за последние годы, можно констатировать, что текущие расходы всегда доминировали. Правительство, с учетом экономических реалий, было вынуждено формировать бюджет на 2017 года очень осторожно, не планируя увеличения зарплат и пенсий. По словам Атома Маргаряна, этого сценария власти будут придерживаться и в следующем году: для создания основ экономического роста потребуются капитальные затраты.
"Эту модель использовали во многих странах. В пример можно провести посткризисную ситуацию в 80-х годах прошлого века в Соединенных Штатах, когда, чтобы "оживить" рецессионную, застойную экономику и повысить уровень жизни, нужно было повысить уровень капитальных затрат, что наш правительство и сделало при планировании бюджета на 2018 год", — говорит Атом Маргарян.
Доходы бюджета 2018 года составят 1 триллион 307,3 миллиардов драмов, затратная часть — 1 триллион 464,2 миллиардов драмов, дефицит — 156,9 миллиардов драмов
То есть доходы бюджета вырастут на 97,3 миллиардов драмов, расходы — на 104 миллиардов драмов, дефицит — на 6,8 миллиардов драмов.
По словам Атома Маргаряна, бюджетный дефицит в 2018 году должен снизиться до менее 3%. Прогнозируемое снижение —2,7%.
"Почему это необходимо? Проблема заключается в обеспечении так называемой бюджетной стабильности. В стране, инвестиционную привлекательность которой внимательно изучают как местные, так и зарубежные инвесторы и международные доноры (в лице Всемирного банка и Международного валютного фонда), также внимательно отслеживается макроэкономическая ситуация и индикаторы. К ним относятся бюджетные показатели, где наиболее важен показатель дефицита бюджета, который должен умещаться в рамках нормативной базы. Правительство обязано предоставить этот показатель ", — объясняет экономист.
В бюджете на следующий год акцент будет сделан на развитие инфраструктуры, что непосредственно направлено на привлечение инвестиций, следовательно, — восстановление экономики.
"Мы часто видим, когда путешествуем в соседние страны, что объем частных инвестиций, например в Грузии, превалирует. Иногда зависть берет. Одна из основных причин — развитая инфраструктур, благоприятная бизнес-среда, низкий уровень коррупции, участие в различных мероприятиях международного формата и т. д. В этом смысле, особенно что касается инфраструктуры, нам есть чему поучиться у наших соседей, и эти расходы направлены именно на это",- говорит наш собеседник.
Как отмечает экономист, показатели экономической активности в Армении вырос за последние восемь месяцев до 5,5%, особенно это касается промышленности, фармацевтической и пищевой сфер, которые, впрочем, традиционно были активными. Тем не менее, по словам Маргаряна, в целом у нынешнего правительства проблем невпроворот. По-прежнему не удается улучшить ситуацию в сельском хозяйстве и строительном секторе, которые находятся в так называемом репрессивном состоянии. В частности, строительство, которое по сути является системообразующим элементом. Строительство дорог, строительство жилья – правительство пытается привлечь инвестиции именно в этот сектор.
По словам Атома Маргаряна, бюджет на 2018 год основан на реалиях нынешнего года: скромен по части расходов и доходов, в целом – довольно скромен. И еще одно замечание: прогнозы критиков или угроза дефолта нереальны. Те же прогнозы звучат почти каждый год. А основные задачи правительства по-прежнему те же: энергичные шаги по искоренению коррупции и теневой экономики.