Лаура Саркисян, Sputnik
Динамичное развитие отношений между Арменией и Ираном в последнее время изрядно нервирует Баку, у которого накопился ряд нерешенных вопросов с Тегераном, считают армянские политологи.
"У Баку нет рычагов влияния на армяно-иранские отношения. Один из немногих факторов, дающих Азербайджану возможность претендовать на роль главного "друга" Ирана – это общая граница", — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения иранист Вардан Восканян.
Он отметил, что у Армении есть большое преимущество, которое не раз подчеркивалось в иранских СМИ со ссылкой на местных экспертов и представителей властных структур. В частности, они называют Ереван безопасным, надежным и стратегическим союзником Тегерана.
Кроме того, немаловажен и тот факт, что, помимо экономики, отношения Ирана и Армении успешно развиваются и в политической плоскости.
Новым витком армяно-иранского сотрудничества стал официальный визит премьер-министра Армении Карена Карапетяна в Иран на этой неделе.
В ходе переговоров в Тегеране стороны подчеркнули важность новых форматов взаимодействия с привлечением третьих стран, в частности, "Иран-Армения-Туркменистан" и "Иран-Армения-Грузия".
Восканян полагает, что статус безопасного и надежного партнера Ереван должен использовать для активизации сотрудничества не только с Ираном, но и другими ключевыми игроками в регионе.
На этом фоне Баку однозначно проигрывает Еревану, так как последние несколько лет в азербайджано-иранских отношениях не все гладко.
Эксперт считает, что Армения, в отличие от Азербайджана, имеет все шансы стать связующим звеном и в коридоре "Персидский залив – Черное море".
Ранее с предложением создать коридор, связывающий Персидский залив с Черным морем, выступил глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф на совместной пресс-конференции с грузинским коллегой Михаилом Джанелидзе в Тбилиси в апреле 2017 года.
По итогам встречи было обозначено, что залог функционирования такого коридора — взаимодействие между Арменией, Азербайджаном, Грузией и Ираном.
Однако на фоне многочисленных противоречий на Южном Кавказе, эксперты отнеслись к этому заявлению скептически. При этом они отметили, что если крупный, по меркам региона, проект будет претворен в жизнь, он принесет его участникам не только экономические дивиденды.
Научный сотрудник Центра региональных исследований Академии госуправления Армении Джонни Меликян считает, что в сложившихся реалиях Армения и Азербайджан могут стать участниками только параллельных проектов.
"Возможно создание двух коридоров: "Иран-Армения-Грузия-Черное море" и "Иран-Азербайджан-Грузия-Турция-Черное море"", — сказал Меликян.
"Строительство коридора Север-Юг имеет стратегическое значение для Армении и региона в целом. Он — важнейший элемент для реализации проекта "Персидский залив – Черное море"", — сказал Меликян.
По его словам, важную роль для армяно-иранских отношений играет также создание зоны свободной торговли в Сюникской области. Это позволит Еревану стать связующим звеном между Тегераном и 180-миллионным рынком ЕАЭС. Этим "мостом" впоследствии смогут воспользоваться и представители европейского бизнеса. На создание зоны свободной торговли требуется 32 миллиона долларов.
Правительство Армении утвердило программу создания свободной экономической зоны в общине Мегри 3 августа.